За 43 года работы со школьниками пришёл к интересному выводу:
То же можно сказать о физике, которую начинают изучать в седьмом классе. Для того, чтобы начать изучать физику, нужен хотя бы минимальный уровень арифметики шестого класса. А его нет практически ни у кого.
Проанализировал результаты ЕГЭ по математике
Специально взял результаты 2019 года до пандемии и дистанционки, на которые сейчас перекладывают вину практически за всё на свете.
- Означает ли это, что подавляющее большинство наших учащихся лентяи и лодыри?
- Или что всех их учат непрофессиональные безграмотные учителя?
Конечно, нет! Хотя, справедливости ради надо отметить, что и лентяи попадаются, и учителя бывают разные.
В этой статье мы не будем затрагивать вопрос неработоспособных школьных методик, которые, безусловно, вносят определенный вклад в печальную статистику результатов экзаменов. Причина не только и не столько в методиках.
Интересно, каким бы мог быть результат экзаменов на выходе из школы в идеальном случае?
Представим ситуацию:
- Разумные, тщательно проработанные методики.
- Сплошь грамотные ответственные учителя.
- Исключительно аккуратные, трудолюбивые, мотивированные ученики.
- Можно даже для полноты фантастической картины предположить индивидуальные занятия с каждым учеником.
При лучших в мире методиках, идеальных учителях и сплошь ответственных трудолюбивых учениках
- до тройки дотянет около 30% выпускников;
- до пятерки дотянет не больше 5%.
Это означает, что если взять небольшой город, в котором тридцать выпускных классов (около 1000 выпускников), то в идеальном случае там будет не больше 50 честных отличников и не больше 300 честных троечников.
Подчеркну — эти предположения не претендуют на научность. Они основаны лишь на моём личном опыте и анализе результатов ЕГЭ.
Всё дело в очень сильно перегруженной программе
Наша базовая программа по математике рассчитана на уровень сильного абитуриента мехмата. И недоступна примерно двум третьим от общего количества аккуратных трудолюбивых людей даже на честную тройку. Совсем не потому, что они глупы. Ни в коем случае. Просто так устроен мир.
Если очень условно, ситуация выглядит так:
- примерно треть людей склонна к восприятию естественнонаучной и математической информации,
- ещё треть — гуманитарной информации,
- ещё одна треть вообще не склонна к восприятию научной информации.
Это совсем не означает, что какая-то из этих групп умнее остальных, а какая-то глупее. Это вообще не вопрос ума или глупости. Просто все люди разные.
Думаю, создатели ЕГЭ уже экспериментально пришли к идее недоступности нашей базовой программы для большинства людей
В базовом ЕГЭ (выпускной экзамен за курс средней школы) только в четырех заданиях из 20 вскользь упоминается материал последних двух классов.
Ученик, набравший даже полный балл на базовом ЕГЭ, вполне может иметь очень и очень смутное представление о программе 10-го и 11- го классов.
Поэтому даже получившие максимально возможный балл на базовом ЕГЭ практически никогда не дотягивают до честной двойки с плюсом по базовой школьной программе.
При этом справедливости ради надо сказать, что полный балл базового ЕГЭ — реально прекрасный результат для человека, не собирающегося связывать свою жизнь с математикой.
Знаний на этом уровне более чем достаточно для общего развития и умения решать любые возникшие бытовые проблемы, связанные с расчетами.
Аналогичная ситуация с базовой программой по физике, о которой тоже могу говорить на личном опыте
Она слишком академична и рассчитана на абитуриента физфака.
К тому же требует свободного владения школьным курсом алгебры, требует умения применять тригонометрию, логарифмы, производные. То есть изучение школьной физики требует как минимум серьёзной склонности к математике.
Получается, что к изучению физики склонна примерно половина от числа людей, склонных к математике (каждый год ЕГЭ по физике выбирает и сдаёт примерно половина от количества сдающих профильный ЕГЭ по математике для вуза).
На честную тройку по нашей базовой физике может даже в идеализированном случае рассчитывать не более половины физмат класса. На честную пятёрку 2-3 человека из того же физмат класса.
Анализ результатов ЕГЭ по физике того же 2019 года показывает, что на отлично ( 80+) базовую программу знают менее 2% выпускников (20 человек в средних размеров городе).
До честной тройки (45+) дотягивает около 5% выпускников (50 человек в том же городе). Это после армии репетиторов и тьмы курсов.
- Ради чего надо упорно делать вид, что изучаются физика, тригонометрия, логарифмы, производные? Вместо того, чтобы по-человечески освоить арифметику.
- Почему нельзя весь материал для абитуриентов унести в спецклассы, или при их отсутствии на факультативы?
Мне этого понять не дано.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.
Читайте другие статьи автора:
Для чего нужны оценки? Не поставил ни одной за 22 года работы в школе
Математика в школе: что надо знать, чтобы не учить правила
Читайте статьи других авторов:
Провальные реформы в образовании
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО