Найти тему
Дороги России

Трасса Р226. Колдыбань и колдобины Самарской области

Оглавление

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 46.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодорога: Региональная автодорога 36Р-069 Марьевка – Чапаевск – Самара (часть бывшей автодороги Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара).

Участок маршрута: Марьевка – Куйбышевский – Андросовка – Криволучье-Ивановка – Богусский – Покровка.

Расстояние маршрута: 55 км.

Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.

Регион: Самарская область.

Административные районы: Пестравский район, Красноармейский район, Безенчукский район.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).

Природно-географическая зона: Поволжье.

Часть природно-географической зоны: Среднее Поволжье.

Обширная составная часть природного района: Заволжье.

Подраздел обширной составной части природного района: Сыртовое Заволжье.

Рельеф местности: Западные отроги Общего Сырта.

Часть рельефа местности: Каменный Сырт.

Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.

= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =

День в пути: 4-й день.

-2

Временный пропускной пункт ДПС на границе Саратовской и Самарской областей (трасса Р226, 680-й км).

На въезде в Самарскую область нас встретил первый за всё время путешествия временный пропускной пункт ДПС, выставленный на границе регионов в связи с объявленным режимом самоизоляции, запрещающим любое перемещение граждан без уважительной причины из-за распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19. Интересно, что при въезде в Саратовскую область со стороны Воронежа никаких пунктов пропуска мы не заметили, в то время как при выезде из неё в сторону Самары экипаж ДПС присутствовал, наверное, в ответ на действия руководства соседнего региона, установившего здесь свой пропускной пункт с противоположной стороны дороги. На случай остановки на таких коронавирусных постах мы подготовили с собой в дорогу копии паспортов пожилых родственников и знакомых в возрасте старше 65 лет, прописанных в Тюменской области и в Республике Якутия, к которым мы, якобы, ехали с целью помочь в период самоизоляции, запрещающей им выход из дома – так была продумана наша уважительная причина, если вдруг в какой-нибудь из регионов нас не захотят пропускать. При въезде в Самарскую область нас остановили сотрудники ДПС и поинтересовались, откуда мы едем и куда. Мы ответили, что держим путь из Ростова в Тюмень, тогда инспектор ДПС спросил, планируем ли мы заезжать в Самару. Услышав отрицательный ответ и совершенно не интересуясь причиной нашей поездки, он пожелал нам счастливого пути, и мы въехали в Самарскую область, границу которой на трассе Р226 очень легко определить по цвету асфальта, чётко разделённого ровной полосой на два разных оттенка – светлый (Саратовская область) и тёмный (Самарская область).

-3

Овраг Мостовая Вершина (трасса Р226, 683-й км).

При въезде в Самарскую область никакой стелы региона или хотя бы какой-нибудь таблички с её названием нет, установлен лишь обычный дорожный знак «Указатель расстояний», информирующий водителей об оставшемся пути до таких населённых пунктов, как Чапаевск, Безенчук и Самара. А мы тем временем, между прочим, оказываемся уже в Среднем Поволжье, которое протянулось вдоль Волги, если смотреть вверх по её течению, от Самарской области через Ульяновскую область, Республики Татарстан, Чувашия и Марий Эл до самой Нижегородской области, а именно до места впадения в Волгу реки Ока. Самарская область – второй регион России на нашем пути в составе Приволжского федерального округа, и уже четвёртый от общего числа субъектов РФ, через которые нам предстоит проехать в Якутию. В Самарской области так же, как и в предыдущей Саратовской, установлено так называемое самарское время, отличающееся от московского на + 1 час. В период с 2010 по 2014 годы здесь пытались ввести московское время, но, видно, оно не прижилось, и вскоре всё вернулось на свои места. Как я уже и говорил в одной из предыдущих своих статей, во время путешествия в Якутию я решил не переводить время на часах фотоаппарата, чтобы не запутаться в часовых поясах постоянно сменяющихся регионов, а просто мысленно добавлял необходимое количество часов, соответствующее конкретному региону, поэтому от начала и до конца этой поездки на всех моих фотографиях пропечатано только московское время.

В самом начале области трасса Р226 пересекает южный край оврага Мостовая Вершина, протянувшийся отсюда на несколько километров в северном направлении к самому истоку реки Малый Иргиз.

-4

Урочище Маяк (трасса Р226, 683-й км).

Справа от трассы в пределах оврага Мостовая Вершина можно разглядеть небольшой водоём, который расположен на территории урочища Маяк. Возможно, раньше здесь находилось какое-нибудь село, но никакой подтверждающей информации по этому поводу я не нашёл. Вообще, в пределах Пестравского района, первого в Самарской области на нашем пути, автодорога Р226, проходя по его западной окраине на протяжении 24 км, охватывает всего лишь один населённый пункт – село Марьевка, которое ещё ждёт нас впереди. Хотя в целом Самарская область и занимает второе место в Поволжье по численности населения (после Татарстана), достигается это скорее за счёт большого миграционного прироста прибывающих граждан с территорий стран ближнего зарубежья, в основном из Казахстана и Узбекистана, а не за счёт рождаемости местных жителей. Естественная убыль населения растёт, особенно в сельских районах, при этом процент численности городских жителей области постоянно увеличивается и составляет сейчас уже 80% от общего количества населения региона.

-5

Овраг Мосин (трасса Р226, 689-й км).

Довольно симпатично смотрится овраг Мосин, который можно увидеть на 689-м километре трассы Р226 с правой стороны от дороги. Правда, стоит учитывать, что на километровом столбике перед этим оврагом будет указано совсем другое значение, а именно «317 км» (с противоположной стороны столбика «103 км») – дело в том, что при въезде в Самарскую область на километровых знаках почему-то изменяется отсчёт пройденного расстояния, и если до этого момента он шёл от Волгограда, то есть от самого начала трассы Р226, как и должно быть, то здесь, сразу после границы областей, километраж начинает считаться только от Саратова, и дальше будет идти по нарастающей в сторону Самары, до которой, если верить встречным столбикам, обращённым в противоположном направлении, остаётся чуть больше 100 км. Поэтому в пределах Самарской области вместо, к примеру, километрового столбика «688 км» (расстояние от Волгограда) по факту мы видим столбик «317 км» (расстояние от Саратова), но поскольку трасса Р226 включает в себя маршрут Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара целиком, то я в своей статье, как и прежде, буду указывать расстояние именно от Волгограда, а не тот километраж, который неверно обозначен на дорожных столбиках.

-6

Спуск в село Марьевка (трасса Р226, 690-й км).

Географически Самарская область делится рекой Волга на Правобережье, составляющее менее 10% от территории этого региона (именно там и находятся знаменитые Жигулёвские горы), и Левобережье (Заволжье), по которому и проходит наш путь. Южное Левобережье Самарской области – это пологоволнистая равнина, на территорию которой заходят западные отроги возвышенности Общий Сырт, в том числе такие увалистые водоразделы, как Синий Сырт, Средний Сырт, Перелюбский Сырт, Каменный Сырт и другие безымянные сырты. Этот природный район я называю Сыртовым Заволжьем. Северное Левобережье, в свою очередь, расположено уже за Самарой, в пределах Высокого Заволжья, и о нём мы поговорим чуть позже, когда доедем до тех мест. А сейчас, напомню, мы проезжаем по Каменному Сырту, и прямо перед нами – спуск в село Марьевка, где трасса Р226 преодолевает перепад высот 80 метров (со 145 метров в начале спуска до 65 метров в центре села). Марьевка – первый населённый пункт в Самарской области на нашем пути – со всех сторон окружена возвышенностями, достигающими 140-150 метров абсолютной высоты, при этом недалеко отсюда, километрах в 15-и от села по прямой на восток, у посёлка Воронцовский находится наивысшая точка Каменного Сырта – 186,8 метров. Говорят, что Каменный Сырт получил своё название из-за каменно-скального характера отдельных холмов и возвышенностей, однако, проехав по его территории во время нашего путешествия около 160 км, никаких скалистых пейзажей мы так и не обнаружили.

-7

Поворот в пристанционный посёлок Чагра (трасса Р226, 692-й км).

Перед Марьевкой налево уходит дорога в посёлок при станции «Чагра», которая расположена на железнодорожной линии Пугачёвск – Звезда. Небольшой пристанционный посёлок относится уже к соседнему Хворостянскому району, при этом после Чагры можно проехать ещё дальше, непосредственно к самому селу Хворостянка, а затем, спустившись с Каменного Сырта в Низкое Заволжье, выехать и к реке Волга в селе Приволжье, расположенном в Приволжском районе Самарской области на левом берегу Саратовского водохранилища.

-8

Село Марьевка (трасса Р226, 692-й км).

В Марьевке мы планировали посмотреть деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца, расположенную всего в 1 км от трассы Р226 (люблю деревянную архитектуру, пусть даже и современной постройки), однако у поворота в центр села на пересечении с улицей Ленина стоял экипаж ДПС, спугнувший нас своим пристальным взглядом, с любопытством сопровождающим наш автомобиль, из-за чего мы пропустили нужный нам поворот к храму и проехали прямо. Остановившись изучать навигатор в поисках другой дороги к Никольской церкви, увидели, что другой дороги здесь нет – попасть к храму можно только вернувшись обратно и свернув на улицу Ленина, но там нас по любому остановят гаишники, уже обратившие внимание на наш автомобиль с неместными номерами. Вспоминая пропускной пункт ДПС на въезде в Самарскую область, мы понимали, что сотрудники ГИБДД начнут интересоваться, чего это мы тут крутимся туда-сюда по населённому пункту в период коронавируса, и ответ, что мы просто хотим посмотреть на церковь, их явно не устроит. Можно было бы, наверное, отбрехаться, что мы решили заехать в село, чтобы купить продукты в магазине, но, как назло, целая куча продуктовых магазинов, закусочных и кафешек была расположена на трассе прямо рядом с гаишниками, поэтому, чтобы не терять лишнее время на лишнее общение с ними, сделали себе заметку посмотреть церковь в Марьевке на обратном пути, а сейчас поехали дальше.

-9
-10

Река Чёрненькая (трасса Р226, 694-й км).

Через село Марьевка протекает река Чёрненькая, поэтому её название на трассе Р226 в пределах населённого пункта указано чёрненькими буквами на беленьком фоне. Длина этой реки составляет 72 км, преодолев которые она впадает в реку Чагра у села Елань в пяти километрах от ж/д станции «Чагра». Полноценный водоток на реке Чёрненькая возникает только в период половодья и при сильных дождях, поэтому можно считать, что нам повезло, и мы застали её в лучшем виде. А рыбаку на надувной лодке, наверное, повезло ещё больше, ведь кроме любования рекой он сможет ещё и насладиться вкусным свежим уловом, правда, похоже, что мы его спугнули – вон как усиленно гребёт в противоположном направлении от моста, вероятно, приняв нас с нашим фотоаппаратом за инспекторов по ловле нарушителей самоизоляции. Совсем запугали народ, ни к церкви свернуть, ни рыбки половить уже спокойно нельзя.

-11

Река Чёрненькая имеет степной, равнинный характер, её течение медленное, а берега пологие и без крутых спусков. Благодаря мелководью и незначительным размерам Чёрненькая и получила свою уменьшительно-ласкательную форму названия, а вот из-за каких действий получил своё название пруд Чернуха, расположенный на этой реке недалеко от её истока, думать не хочется.

-12

Поворот в сёла Пестравка и Большая Глушица (трасса Р226, 695-й км).

После Марьевки с трассы Р226 можно повернуть направо в сторону таких районных центров Самарской области, как село Пестравка, являющееся административным центром Пестравского района, по территории которого мы сейчас проезжаем, и село Большая Глушица, являющееся райцентром Большеглушицкого района, в пределах которого мы проезжать не будем. Про последний район хотелось бы добавить, что на его территории ведётся активная добыча нефти, а также расположено крупное, но пока ещё не разработанное месторождение каменной соли. По дороге через Пестравку и Большую Глушицу можно выехать на федеральную трассу А300, ведущую из Самары на границу с Казахстаном и являющуюся частью бывшей автодороги М32 Самара – Уральск, продолжающейся на территории Казахстана вглубь страны в сторону Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Вот теперь у меня складывается пазл, почему в Самарской области так много казахов и узбеков – именно через Самару (кстати, как и через Саратов тоже) проходит главный транзитный коридор прибывающих на территорию России мигрантов из Средней Азии, и немалая часть из них сразу оседает здесь (другие отправляются дальше в Москву, да и вообще разбредаются по всей стране в целом). Вообще, помимо русского населения на территории Самарской области по национальному составу преобладают, в первую очередь, народы из соседних республик, входящих в состав России, а именно татары, чуваши и мордва, что вполне себе объяснимо. С украинцами, в принципе, тоже всё понятно, братья славяне всё-таки (правда, похоже, что им об этом не сообщили). А вот откуда в составе этого региона такое количество армян и азербайджанцев, у меня пазл вот никак не складывается, по крайней мере, географически и исторически это мало объяснимо.

-13

Безымянный овраг за селом Марьевка (трасса Р226, 698-й км).

Поднимаясь после села Марьевка по трассе Р226 всё выше, и выше, и выше, мы пересекаем красивый безымянный овраг, спускающийся в западном направлении (слева от дороги) прямиком к самой Марьевке, которую неплохо видно отсюда в низине за этим оврагом.

-14

Справа от дороги также открывается живописный пейзаж местности, где безымянный овраг уходит от нас уже в восточном направлении. Это место легко можно найти по километровому столбику «326 км / 94 км» (от Саратова / от Самары), установленному на трассе Р226 прямо на месте оврага. Высота и расчленённость поверхности Сыртового Заволжья постепенно увеличиваются к востоку, и, продвигаясь по его территории, начиная от Пугачёвского района и дальше в северо-восточном направлении, мы можем всё чаще наблюдать всё более глубокие и красивые овраги прямо из окна автомобиля.

-15

Чертополох (трасса Р226, 698-й км).

У обочины дороги рядом с безымянным оврагом обратили внимание на красивое сорное колючее травянистое растение, которое называется чертополох. Этот сорняк из-за схожести цветков часто путают с другими растениями семейства Астровые: татарником колючим, расторопшей пятнистой (марьин чертополох или молочный чертополох), бодяком полевым (розовый осот) и даже репейником (лопух большой), однако определить, что перед нами именно чертополох, в первую очередь можно по его стеблю, верхняя часть которого у самого цветка абсолютно голая и лишена колючек, начинающих появляться значительно ниже корзинки, а также по большим сочным пушистым ароматным цветкам. Однако, существует мнение, что чертополох – это общее название не только всех вышеперечисленных колючих растений, но и многих других похожих на них сорняков. Такие традиционные русские названия схожих бурьянов, как будяк, татарник, колючник, репей, чертогон, басурманская трава смешали между собой все виды этого растения, а с учётом того, что и сам чертополох делится в свою очередь на множество различных видов (колючий (акантолистный), курчавый, поникший), разобраться теперь, где истинный чертополох, а где татарник или расторопша, довольно сложно.

-16

Несмотря на то, что чертополох является сорняком, ещё с древности его широко использовали в медицине, кулинарии и даже в магических обрядах. В наши дни для лекарственных нужд используют цветочные шишки и стебли с листьями этого растения, причём не только в народной медицине, но иногда и в традиционной. Более того, чертополох употребляют в пищу, а именно используют для приготовления салатов, борщей и супов. А ещё это растение является хорошим медоносом, посещаемым пчёлами для сбора пыльцы с его цветков. По народной примете, если колючки чертополоха расходятся в стороны, погода будет благоприятной, а если прижаты к головке – быть дождю. Чертополохом отгоняли нечистую силу и злых духов, отчего и пошло его древнеславянское название, означающее «пугающий чертей».

-17

Красноармейский район (трасса Р226, 703-й км).

Поднявшись на высоту 150 метров над уровнем моря, трасса Р226 на протяжении четырёх километров идёт прямо по границе двух районов Самарской области, и поэтому если слева от нас на этом участке дороги мы можем видеть территорию Пестравского района, то справа, там, где высажена красивая берёзовая лесополоса, находится уже Красноармейский район. Полноценно на территории Красноармейского района мы оказываемся где-то за тем изгибом трассы, уходящей немного вправо, однако никаких оповещающих знаков о смене районов вы там не обнаружите – ещё бы, если стелы с названием области при въезде в регион не было, то указателей районов здесь тем более ожидать не приходится. Интересно, что до 1965 года село Красноармейское, являющееся райцентром этого муниципального образования, называлось Колдыбань, а район, соответственно, Колдыбанским. По его колдобинам нам и предстоит проехать следующие 23 км пути.

-18

Безымянный пруд (трасса Р226, 708-й км).

Немного не доезжая до поворота в посёлок Куйбышевский, с правой стороны можно увидеть протянувшуюся вдоль трассы безымянную балку, заполненную цепочкой небольших прудов. Красноармейский район, обладая холмисто-увалистым степным рельефом, испытывает дефицит водных ресурсов, поскольку все реки, протекающие по его территории, маловодны и в летние сезоны часто пересыхают, поэтому каждый водоём здесь – своеобразный оазис. Вообще, Сыртовое Заволжье в целом вследствие степного характера местности бедно как поверхностными, так и грунтовыми водами – его реки питаются, в первую очередь, за счёт снеговых вод, наполняющих русла в весенний период в силу малой проницаемости глинистых почв, однако в межень (фаза водного режима реки с низким уровнем воды) они или полностью пересыхают, превращаясь в суходолы, или представляют собой цепочку отдельных плёсов, и лишь в многоводные дождливые годы наиболее крупные из рек Сыртового Заволжья имеют постоянное течение.

-19

Поворот в посёлок Куйбышевский (трасса Р226, 709-й км).

Посёлок Куйбышевский был образован в 1932 году как Самарский зерносовхоз (с 1935 года зерносовхоз имени Куйбышева), вышедший в результате разукрупнения из состава Самаровско-Марьевского зернового совхоза-гиганта, образованного в 1929 году и являющегося на тот период времени одним из крупнейших в СССР. Не менее интересна история изменений границ и названий самой Самарской области в целом. В эпоху половцев, волжских булгар, Золотой Орды и прочего средневековья углубляться не будем, а начнём, пожалуй, с того времени, которое некоторые из читателей вполне могли застать лично, а именно с Самарской губернии, существовавшей с 1851 по 1928 годы. Интересно, что западная граница этой губернии проходила строго по Волге, поэтому всё правобережье современной Самарской области, а именно города Жигулёвск и Сызрань, тогда принадлежали ещё Симбирской губернии (нынешняя Ульяновская область). Зато на юге Самарская губерния доходила аж до самой Астраханской губернии, и включала в себя полностью всё левобережное Заволжье современной Саратовской области, в том числе такие нынешние города, как Новоузенск, Ершов, Энгельс, Маркс, Балаково и Пугачёв. Северо-восточная часть Самарской губернии, в свою очередь, охватывала некоторые территории современной Оренбургской области (города Бузулук и Бугуруслан) и Республики Татарстан (город Бугульма). Это интересно, потому что по некоторым из вышеназванных территорий и городам мы либо проезжали, либо ещё будем проезжать во время нашего путешествия. В 1928 году в составе СССР была образована Средневолжская область (с 1929 года переименованная в Средневолжский край) с Самарой в качестве административного центра, объединившая такие упразднённые губернии, как Самарская (но уже без Пугачёвского уезда), Ульяновская, Пензенская, Оренбургская и небольшую часть Саратовской губернии. В 1935 году, после переименования Самары в Куйбышев, Средневолжский край был назван Куйбышевским, но уже через год он преобразован в Куйбышевскую область. В течение ближайших нескольких лет из состава этой области вышли Мордовская АССР, Чкаловская (Оренбургская) область, Пензенская область и Ульяновская область, и тогда современная Самарская область, переименованная вместе с городом Куйбышев обратно в город Самару в 1991 году, приобрела свой нынешний вид.

-20

Поворот в село Андросовка (трасса Р226, 710-й км).

Через 1 км после поворота в посёлок Куйбышевский трасса Р226 уходит левее, обходя село Андросовка, через которое, при желании, можно проехать и насквозь, если захотите вдруг познакомиться с сельской жизнью самарской глубинки немного поближе. Село Андросовка, основанное в конце XVIII века в результате переселения казённых крестьян из центральной России по государственной программе обустройства свободного земельного фонда Заволжья, между прочим, в 1859 году по числу жителей (3872 человека) занимало 10-е место среди всех сёл Николаевского уезда Самарской губернии, правда, в наши дни количество населения Андросовки уже раз в 10 меньше того, что было полтора века назад.

-21

Если от места поворота в село Андросовка посмотреть направо, с небольшим смещением в обратную сторону, то есть в направлении юго-востока, можно увидеть наглядную картину пейзажа низкого Сыртового Заволжья в виде пологоволнистой степной равнины. Там, где хорошо заметно поднятие рельефа сыртового плато, преодолевая небольшую возвышенность уходит вдаль, к посёлку Куйбышевский, сельская дорога, скрывающийся после спуска где-то внизу за линией горизонта.

-22

Река Чагра (трасса Р226, 713-й км).

Объезжая село Андросовка по трассе Р226, мы пересекаем реку Чагра – типичную степную мелководную реку Заволжья со снеговым питанием, которая в летний период времени пересыхает, разбиваясь на плёсы, в своём верхнем течении, а в самые засушливые годы превращается в цепочку небольших водоёмов почти на всём протяжении.

-23

Река Чагра, которую с автомобильного моста в зарослях деревьев можно разглядеть с большим трудом, берёт своё начало на возвышенности Каменный Сырт в деревне Чагринка Красноармейского района Самарской области, и, преодолевая долгий извилистый путь длиной в 251 км, впадает в Волгу у села Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области. Большую часть года Чагру легко можно перейти вброд, а местами, как мы видим на фотографии, её сможет перешагнуть даже ребёнок. Интересно, что название реки возникло из старорусского наречия, означающего «мелкий густой лес, растущий на сыром месте». В 2012 году Чагра была признана самой чистой рекой Самарской области, при этом сейчас по качеству воды она наоборот считается грязной (в 2017 году на ней было зафиксировано два случая высокого загрязнения соединениями марганца). А ещё река Чагра часто упоминается в автобиографической повести Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты» (книгу о своём детстве автор посвятил сыну) – одного из лучших произведений писателя, детские годы жизни которого прошли в небольшом хуторе Сосновка (нынешняя Павловка), расположенном в 10 км по прямой отсюда на восток.

-24
-25

Возле реки Чагра слева от трассы можно увидеть интересные всхолмленные пейзажи, похожие на застывшие зелёные волны, в то время как с правой стороны стелется широкий луг с сочной свежей травой, очень напоминающий займище, однако, глядя на саму реку, возникают большие сомнения, что она способна затопить эту пойму даже в половодье.

-26

Сразу после моста через реку Чагра трасса Р226, потерявшая высоту после спуска к селу Андросовка, резко уходит вверх, быстро набирая утраченные показатели с 75 метров у самой реки до 145 метров у поворота в следующий населённый пункт Криволучье-Ивановка.

-27

Поворот в село Криволучье-Ивановка (трасса Р226, 718-й км).

Село Криволучье-Ивановка было основано в середине XVIII века малороссами (украинцами) и немецкими колонистами, обживающими заволжские степи, а также вернувшимися из-за границы раскольниками-старообрядцами, и, ещё чуть позже, чтобы им всем не жилось там скучно, казёнными крестьянами (свободные крестьяне, жившие на государственных землях). Название «Криволучье» появилось благодаря реке Чагра, огибающей село в виде излучины, а вот откуда появилась «Ивановка», история умалчивает. Если покопаться в источниках, внимательно поизучать энциклопедии и словари, то можно узнать, что Иван – это мужское имя, отсюда и пошло название «Ивановка».

-28

Повороты в посёлки Гражданский и Богусский (трасса Р226, 725-й км).

За пару километров до выезда из Красноармейского района с трассы Р226 можно свернуть в один из двух крайних посёлков этого муниципального образования – Гражданский (направо) или же Богусский (налево). Посёлок Гражданский возник в 1920 году в результате переименования хутора Овсянникова, являющегося бывшим владением тогда уже бывшего помещика Овсянникова. Рядом с ним, чуть ближе к трассе, в советские годы также находился посёлок с непонятным названием Таганче-Мартыновский, ныне не существующий – сейчас его можно увидеть разве что на старых топографических картах, или же разглядеть очертания, напоминающие переплетение улиц, со спутниковой карты (искать в полутора километрах западнее Гражданского). По дороге, которая сворачивает с трассы Р226 направо, также можно доехать до районного центра – села Красноармейское. Та самая Колдыбань расположена на автодороге Пестравка – Самара, и поэтому её жители при следовании в областной центр здесь не проезжают, а попадают на трассу Р226 только за городом Чапаевск. Слева от трассы Р226 находится небольшой посёлок Богусский с постоянным населением около 30 человек. При запросе «Богусский» поисковик в интернете выдаёт ссылку на архитектора-строителя Леона Вильгельмовича Богусского, автора большого количества многоэтажных доходных домов, определяющих облик ряда исторических улиц Санкт-Петербурга, преимущественно на Васильевском острове и на Петроградской стороне. Вряд ли Леон Богусский как-то связан с одноимённым посёлком в Самарской области, хотя кто знает, в сам посёлок мы не заезжали, может и там он чего-нибудь понастроил, своих питерских многоэтажных домов для его 30 жителей.

-29

Если у поворота в посёлок Гражданский посмотреть с трассы Р226 налево, в сторону посёлка Богусский, крыши домов которого едва заметны отсюда за макушками деревьев, то на переднем плане можно увидеть странную изгибающуюся полоску слегка всхолмленной земли, похожую на след, оставленный грабоидом – живущим под землёй злым гигантским червем из американского фантастического фильма «Дрожь земли». Происхождение этой зелёной волны, возможно, как-то связано с тем, что недалеко отсюда, в соседнем Безенчукском районе, находится Покровское нефтяное месторождение, относящееся к Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, и, вероятно, из-за этого здесь закопали какой-нибудь нефтепровод или ещё что-то относящееся к добыче и транспортировке нефти, хотя, если честно, на след грабоида эти бугорки всё-таки похожи гораздо больше. А ещё через 150 метров отсюда, между поворотами в посёлки Гражданский и Богусский, трасса Р226 пересекает Куйбышевский обводнительно-оросительный канал – одно из важнейших мелиоративных сооружений Самарской области. Этот канал, берущий своё начало у села Абашево в устьевой части реки Чагра, начали строить в 1969 году с целью орошения и обводнения сельскохозяйственных угодий, а также водоснабжения прилегающих к нему населённых пунктов в степных районах Самарской и Оренбургской областей, и изначально планировали провести его вглубь степей на целых 475 км, однако в 1990-е годы из-за прекращения финансирования строительство было приостановлено, и таким образом общая длина Куйбышевского канала, охватившего лишь четыре района Самарской области, составила всего 164 км, заканчиваясь у села Большая Дергуновка Большеглушицкого района. Хуже того, в настоящее время используется меньше половины длины этого канала, поэтому с трассы Р226 мы увидели лишь его пересохшее русло, и, не став останавливаться на мосту (тем более, что это запрещено правилами дорожного движения), продолжили наш путь дальше без его фотографирования.

-30

Поворот в посёлок Безенчук, село Хворостянка и село Приволжье (трасса Р226, 731-й км).

Вскоре после посёлка Богусский начинается территория Безенчукского района, где, как и заведено в Самарской области, никакого указателя, а тем более стелы с его названием, конечно же, не оказалось. Первые 4 км в этом районе мы проехали без остановки, не заметив на прямом и скучном участке дороги абсолютно ничего интересного, и лишь на 731-м км у посёлка Привольный остановились сфотографировать указатель поворота сразу в три районных центра Самарской области – посёлок городского типа Безенчук (Безенчукский район), село Хворостянка (Хворостянский район) и село Приволжье (Приволжский район). Насколько я помню, в Хворостянку и Приволжье можно было свернуть гораздо раньше, по указателю в сторону посёлка при станции Чагра прямо перед Марьевкой, а вот в Безенчук с трассы Р226 поворотов точно ещё не было. Посёлок Безенчук был образован в 1886 году как посёлок Путейцев при ж/д станции «Безенчук», построенной на Оренбургской железной дороге, которая была открыта в 1877 году в виде линии Оренбург – Бузулук – Кинель – Самара – Безенчук – Батраки, соединившись с Моршано-Сызранской железной дорогой недалеко от города Сызрань. После открытия в 1888 году Самаро-Уфимской железной дороги, протянутой в 1890 году до Златоуста, в связи с чем переименованной в Самаро-Златоустовскую, а в 1892 году дошедшей и до Челябинска, но почему-то уже никак не переименованной, и введения в строй в 1903 году Транссибирской железнодорожной магистрали, через станцию «Безенчук» стал проходить первый рельсовый путь, соединивший европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком – так называемый Исторический ход Транссиба (Великий Сибирский Путь). В наши дни через станцию «Безенчук» Куйбышевской железной дороги по ветке Сызрань – Октябрьск – Обшаровка – Безенчук – Звезда – Чапаевск – Новокуйбышевская – Самара активно курсируют пригородные электропоезда, а также на ней останавливается порядка шести пар пассажирских поездов дальнего следования. В середине XX века в окрестностях села Безенчук было открыто Покровское месторождение нефти, что способствовало активному развитию и быстрому темпу роста самого села, получившего в 1958 году статус посёлка городского типа. Если повернуть с трассы Р226 в сторону Безенчука, то уже через один километр мы будем проезжать мимо посёлка Привольный, основанного, по некоторым данным, репрессированными крымскими татарами, депортированными из Крыма за сотрудничество с нацистской Германией в годы Великой Отечественной войны. В 1950-е годы в Привольном была построена нефтеперекачивающая станция «Покровская», а ещё чуть дальше по дороге на Безенчук, немного не доезжая до посёлка городского типа Осинки, можно увидеть установку подготовки нефти «Покровская», принадлежащую в наши дни компании «Самаранефтегаз», входящей в состав российской нефтяной компании «Роснефть».

-31

Поворот в село Покровка (трасса Р226, 734-й км).

Проехав поворот в Безенчук, Хворостянку и Приволжье, трасса Р226 пересекает целый комплекс магистральных нефтепроводов «Дружба-1» и «Дружба-2», о чём можно догадаться по специально установленным вдоль дороги знакам охранной зоны, остановка рядом с которыми запрещена. Система нефтепроводов «Дружба», являющаяся крупнейшей в мире (8900 км трубопроводов), была построена в СССР в 1960-1970-е годы с целью доставки нефти из Волго-Уральского нефтегазоносного района в страны Восточной Европы. Примерно в одном километре слева от трассы рядом с этими нефтепроводами находится линейная производственно-диспетчерская станция «Прибой» Сызранского районного нефтепродуктопроводного управления, входящего в состав акционерного общества «Транснефть-Дружба». Сам посёлок Прибой располагается с противоположной стороны от трассы, примерно в двух километрах по прямой на восток, однако свернуть туда появится возможность только через 1,5 км. Вскоре после нефтепроводов «Дружба» мы видим дорожный указатель поворота в село Покровка, основанное, по некоторым данным, то ли графом Владимиром Григорьевичем Орловым в самом начале XIX века, то ли волжскими кочевыми калмыками как село Улхаш вообще неизвестно когда. Рядом с Покровкой, на территории войсковой части, где ещё с 1940-х годов находились склады химического оружия, в 1987-1989 годы был построен Чапаевский завод по уничтожению химического оружия – первый в СССР завод такого типа, засекреченный под названием Чапаевск-11. Однако поработать ему так и не удалось – сразу после завершения строительства начались массовые протесты жителей области против этого военно-химического предприятия, и объект законсервировали, перепрофилировав его в учебно-тренировочный центр.

-32

Сельское поселение Звезда (трасса Р226, 734-й км).

Через село Покрова дорога уходит к пристанционному посёлку Звезда, являющемуся административным центром одноимённого сельского поселения, стела с названием которого установлена на трассе Р226 возле автобусной остановки сразу после поворота в Покровку. На стеле вдобавок красуется запоздалая на 7 км табличка «Безенчукский район», а из автобусной остановки в ожидании общественного транспорта нас пáлит местный житель, с любопытством вглядывающийся в нашу сторону. Дата основания посёлка при железнодорожной станции «Звезда» до наших дней не сохранилась, известно лишь то, что изначально на участке Сызрань – Безенчук – Самара, открытом, как уже говорилось выше, в 1877 году, на том месте находился разъезд «Ерики», рядом с которым весной и осенью нередко смывало водой рельсы и шпалы. В середине XX века от станции «Звезда», располагающейся на историческом ходе Транссиба, в южном направлении была проложена линия в город Пугачёв, соединившая Куйбышевскую железную дорогу с Рязано-Уральской. Железнодорожную линию Звезда – Пугачёвск начали строить в 1941 году, в 1944 году она была принята во временную эксплуатацию, а окончательно её достроили лишь в конце 1960-х. В 1960 году на станции «Звезда» был образован пункт промывки вагонов и их подготовки под военные перевозки, в 1992 году он был переименован в базу отстоя вагонов пассажирских составов, оборачивающихся по станции «Самара», а в наши дни там делают техническую остановку пассажирские поезда для дозаправки водой и сброса накопившегося мусора.

Тем временем мы подъезжаем к реке Чапаевка, а это значит, что Каменный Сырт заканчивается, и впереди нас ждёт очередное водораздельное пространство в виде безымянного отрога, спускающегося к Волге с возвышенности Общий Сырт между реками Чапаевка и Самара, но об этом мы поговорим уже в следующей части моего рассказа.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)

Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет

Маршрут:

День 1 Ростов-на-Дону Каменск-Шахтинский Миллерово Богучар Петропавловка Заброды

День 2 Заброды Калач Воробьёвка Новохопёрск Поворино Пески

День 3 Пески Балашов Калининск Лысые Горы обход Саратова Маркс

Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область, Самарская область

Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино, Пугачёв

Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара …

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».