Найти в Дзене

"Таганка"- разбираем легенды и мифы известной блатной песни

Оглавление

..Яков Менелаевич вспомнил: эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году, когда и сам сидел там по пустяковому делу.
И. Ильф, Е. Петров "Двенадцать стульев" 

"Цыганка с картами, дорога дальняя.." 

Несмотря на то, что в неформальном рейтинге песен про неволю "Владимирский Централ" сильно потеснил ветеранов, старая добрая "Таганка" по прежнему остается одной из самых узнаваемых и известных. 

Как и положено народной песне,  авторы, которой остались нам неизвестны, "Таганка" обросла огромным количеством мифов и легенд. Сразу скажу, что большую часть из них не представляется возможным однозначно подтвердить или опровергнуть, поскольку исследованием тюремного фольклора у нас в основном занимаются только энтузиасты, и дело они имеют как правило не с документами или физическими записями, а с воспоминаниями очевидцев, а память человеческая,- инструмент не очень точный. Итак, разберем основные мифы "Таганки" 

1.«Песня очень старая, уходит корнями в дореволюционные времена »

Существует даже красивая легенда о том, что "Таганку" исполнял сам Ф. И. Шаляпин, приехав в тюрьму и бесплатно выступив перед заключенными. Однако никаких письменных подтверждений этому нет, хотя такой концерт действительно имел место в 1906 году. Вообще совокупность фактов "за" и "против" говорит скорее о том, что песня родилась при советской власти. 

Обычно, сторонники дореволюционного происхождения песни ссылаются на некоторые варианты текстов, где речь идет о кандалах и нашитых на одежду знаков в форме бубновых или пиковых тузов. Однако, подавляющая часть записанных текстов содержит только реалии и детали советского времени, что наводит на мысль, что дореволюционные артефакты могут быть просто поздней стилизацией. Также, за более позднее происхождение песни говорит и тот факт, что упоминания о ней в литературе и воспоминаниях современников встречаются в основном, когда речь заходит о периоде 30х-50х годов, в отличие от других каторжных и блатных песен, таких как "Славное море, священный Байкал", " С Одесского кичмана.." или "Гоп со смыком", которые исполнялись и часто упоминались, например в 20-е годы. 

Внутренний двор Таганской тюрьмы
Внутренний двор Таганской тюрьмы

Против версии о старинном происхождении песни также существует аргумент, что до революции, в народе Таганскую тюрьму называли "Каменщики" по имени соседних переулков. 

Есть еще и музыкальный аспект, но о нем позже..

Мое мнение: песня скорее всего появилась не раньше конца 20-х годов

"Таганка" в исполнении Аркадия Северного:

2.«Изначально песня называлась по другому »

Еще один неразрешимый вопрос, по которому исследователи не имеют общего мнения. Дело в том, что Таганская тюрьма по своему статусу была заведением местного значения и практически все время своего существования не являлась ни центральной, ни пересыльной. И только за несколько лет до того, как Таганку разрушили (а произошло это в 1958 году), она получила статус «Центральная Таганская пересыльная тюрьма Восьмого управления МВД СССР». Так что известные слова "быть может старая тюрьма центральная,  меня парнишечку по новой ждет" совершенно не могли к ней относится. 

Также существуют многочисленные свидетельства бывших сидельцев, в которых они вспоминают, что слышали эту песню, где пелось не про "Таганку", а про "Централку". Вопрос о первенстве здесь в определённом смысле философский, как и вопрос о курице и яйце. 

Единственно, что можно утверждать достаточно точно, это то что вариант с "Таганкой" вытеснил в массовом сознании своего собрата во многом благодаря Владимиру Высоцкому. Будучи актером Театра на Таганке, он исполнял песню, дополнительно обыгрывая свое место службы, что придавало словам некоторую забавную двусмысленность. 

Владимир Высоцкий в спектакле Театра на Таганке
Владимир Высоцкий в спектакле Театра на Таганке

Известен также вариант с "Лубянкой" , где упоминается внутренняя тюрьма ОГПУ-НКВД, которая находилась в здании на Лубянской площади, но это на мой взгляд уже поздняя обработка, хотя бы потому, что пропускная способность этого заведения была не велика, и сидели там в основном по политическим статьям, что совсем не вяжется с общим настроем песни.

"Таганка" в исполнении Владимира Высоцкого

3. «"Таганку" написали поляки»

Эту необычную версию выдвинул исследователь блатного фольклора Ян Поплавский. 

Дело в том, что музыка песни написана в ритме танго, хотя это и не сразу бросается в глаза из-за темпа, в которой ее принято исполнять. Ничего удивительного в этом нет: танго было очень популярно в 20-30гг. и довольно много блатных и хулиганских  песен - это танго, включая ту же "Мурку", "На Богатяновской открылася пивная", "За окном кудрявая белая акация" и многие другие. Это кстати дополнительный аргумент в споре о времени появления песни. 

При этом,  именно на рубеже 20-30гг. появилось направление, которое музыковеды назвали "польским танго", хотя ему вполне бы подошло и название "еврейское", поскольку подавляющее число сочинителей, работавших в данном стиле, были евреями..

-4

"Польское танго", помимо латиноамериканского ритма, вобрало в себя элементы клезмера, а также цыганского и русского романсов и было довольно популярно не только в самой Польше и других осколках Российской Империи, но и в Германии и Австрии.

По мнению Яна, прототипом "Таганки" было известное польское танго "Тамара", и вооружившись этим предположением, он построил целую теорию о том, что "Таганка" была сочинена польскими военнопленными, попавшими в советскую тюрьму после раздела Польши, а текст на русском языке им помогли написать местные уголовники! 

Авторы?!
Авторы?!

Понятное дело, что кроме измышлений самого Яна Поплавского, никаких убедительных фактов в подтверждение этой версии нет. Взять хотя бы то обстоятельство, что польские военнопленные из фильтрационных пунктов направлялись сразу в спецлагеря для военнопленных, минуя столицу, а гражданские лица, в основном, этапировались в Бутырскую тюрьму, а не в областную "Таганку". Что касается музыкального сходства, то прослушав обе песни, в "Тамаре" распознать "Таганку" просто невозможно: что-то общее мелькает лишь в начале припева. 

На мой взгляд, если у "Таганки" и был какой-то донор, то это точно не "Тамара". Хотя, безусловно надо признать, что обработанная и исполненная соответствующим образом, "Таганка" весьма напоминает модные эстрадные шлягеры той поры. К сожалению, много записей этого  периода были безвозвратно утрачены и забыты, так что поиски возможного первоисточника представляются довольно непростой задачей. 

Михаил Шуфутинский, вернувший "Таганке" популярность в начале 80-х вспоминал, что в 1990 году на гастролях в Риге к нему подошел человек с рукописной тетрадью, утверждавший, что он многие годы записывал песни Рижского Централа. И там была "Таганка", датированная то ли 32-м, то ли 34-м годом. И автор песни был записан. Шуфутинский попросил хозяина тетради подойти к нему после концерта, но тот так и не пришёл. 

Несмотря на некоторое сходство с мистификацией, в этой истории довольно правдоподобно указаны возможное время и место появления песни или ее прототипа.

"Таганка" в исполнении Михаила Шуфутинского

Также по теме можно почитать: