Два дня назад мы вспоминали один из самых чёрных дней в истории нашей Родины – день фашистского нападения на Советский Союз.
Сегодня ещё одна памятная дата, но вызывающая напротив самые светлые и добрые чувства.
24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошло грандиозное событие – Парад Победы. Свыше 35 тысяч солдат и офицеров Красной Армии и Флота, воинов-победителей прошли торжественным маршем перед Мавзолеем.
Поскольку мой канал посвящён людям советского искусства, то меня в первую очередь интересовало, а кто из участников этого Парада впоследствии стал представителем творческой профессии.
Об одном из таких участников, ставшем впоследствии знаменитым актёром, Владимире Гуляеве, я уже рассказывал.
Но Гуляев был не единственным, кто в дальнейшем связал свою жизнь с искусством. Сегодня предлагаю вспомнить ещё одного человека, внесшего большой вклад в советскую культуру.
Иван Семёнович Аксенчук родился 20 сентября 1918 года в небольшом селе, находящимся ныне на территории Рязанской области.
С детства мальчик интересовался живописью, его учителем был известный художник-пейзажист Л.В. Туржанский. Уже в конце 1930-х годов Аксенчук начал работать художником.
С началом Великой Отечественной войны Аксенчук уходит на фронт. Воевал на 1-м Белорусском фронте. В составе 1234-го стрелкового полка участвовал в Люблинско-Брестской, Варшавско-Познанской операциях, в штурме Берлина. Был награждён орденом Славы 3-ей степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Аксенчук стал одним из тех, кому выпала честь участвовать в знаменательном Параде Победы.
После войны вернулся к любимому рисованию. В 1948 году окончил специальные курсы мультипликаторов на киностудии «Союзмультфильм». Однако именно художником Аксенчук поработал всего на двух мультфильмах. Его неудержимо тянуло к режиссуре.
Практически сразу после окончания курсов Аксенчук оказался в группе, руководимой знаменитым советским режиссёром-мультипликатором Александром Васильевичем Ивановым. Аксенчук не скрывал своих режиссёрских амбиций и Иванов решил поддержать молодого коллегу. Аксенчук стал работать у Иванова сначала ассистентом («Полкан и Шавка», «Дедушка и внучек»), а затем и вторым режиссёром («Осторожно с огнём», «Зай и Чик»).
Наконец, в 1953 году Аксенчук получил право на свою первую самостоятельную постановку – «Ворона и лисица, кукушка и петух».
Аксенчука называли «всеядным» режиссёром по причине того, что у него не было какого-то одного предпочтения, в его творчестве можно выделить целых три направления, в каждом из которых Аксенчук был хорош.
Первое и, наверное, всё же основное – это сказки. При этом Аксенчук давал свободу художникам, с которыми работал и принимал многие их предложения. Более того, он не боялся применения новаторских приёмов. Вот почему его мультфильмы получались такими разными, но притягательными.
Листайте галерею.
В частности, на «Золушке» художник Г.П. Шакицкая сделала все фоны на бархатной бумаге. А на «Молодильных яблоках» был применён целый ряд как световых, так и операторских приёмов.
Именно сказки принесли Аксенчуку не только Всесоюзное, но и международное признание. Его мультфильм «Ореховый прутик» стал обладателем почётного диплома VII МКФ фильмов для детей и юношества в Венеции в 1956 году.
А «Синеглазка» заслужила приз «Бронзовый гриф» на XV МКФ детских и юношеских фильмов в Италии в 1985 году.
Вторым направлением творчества Аксенчука являются сатирические мультфильмы для взрослых. Сюда же стоит отнести и его мультипликационные сюжеты, снятые для сатирического киножурнала «Фитиль». Кстати, по количеству этих сюжетов (а их Аксенчук снял 21) он уступает только В. Котёночкину.
И, наконец, ещё одной вехой в творчестве режиссёра стали мультфильмы-плакаты. Такие, например, как «Дорогая копейка» (о денежной реформе 1961 года) или «Плюс электрификация» (о юбилее плана ГОЭЛРО).
К сожалению, большой вклад Аксенчука в советскую мультипликацию и даже звание Народного артиста РСФСР не спасли его от нищеты и прозябания в конце жизни. Поскольку в наступивших временах такие деятели культуры и искусства были не нужны.
В 1997 году Иван Аксенчук за большой вклад в детскую анимацию стал лауреатом премии «Голливуд – детям». Когда Л. Шварцман привез ему эту премию, то «застал его одного в бедламе маленькой разгромленной нищенской квартирки». Таково было отношения новой власти к человеку, составлявшему гордость советской мультипликации.
Иван Семёнович Аксенчук скончался 17 июля 1999 года.