Найти тему
Люди советского кино

Сегодня – годовщина Парада Победы. История одного из участников. Иван Аксенчук

Два дня назад мы вспоминали один из самых чёрных дней в истории нашей Родины – день фашистского нападения на Советский Союз.

Сегодня ещё одна памятная дата, но вызывающая напротив самые светлые и добрые чувства.

24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошло грандиозное событие – Парад Победы. Свыше 35 тысяч солдат и офицеров Красной Армии и Флота, воинов-победителей прошли торжественным маршем перед Мавзолеем.

Парад Победы. Фото из открытых источников
Парад Победы. Фото из открытых источников

Поскольку мой канал посвящён людям советского искусства, то меня в первую очередь интересовало, а кто из участников этого Парада впоследствии стал представителем творческой профессии.

Об одном из таких участников, ставшем впоследствии знаменитым актёром, Владимире Гуляеве, я уже рассказывал.

Но Гуляев был не единственным, кто в дальнейшем связал свою жизнь с искусством. Сегодня предлагаю вспомнить ещё одного человека, внесшего большой вклад в советскую культуру.

Иван Аксенчук
Иван Аксенчук

Иван Семёнович Аксенчук родился 20 сентября 1918 года в небольшом селе, находящимся ныне на территории Рязанской области.

С детства мальчик интересовался живописью, его учителем был известный художник-пейзажист Л.В. Туржанский. Уже в конце 1930-х годов Аксенчук начал работать художником.

С началом Великой Отечественной войны Аксенчук уходит на фронт. Воевал на 1-м Белорусском фронте. В составе 1234-го стрелкового полка участвовал в Люблинско-Брестской, Варшавско-Познанской операциях, в штурме Берлина. Был награждён орденом Славы 3-ей степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Аксенчук стал одним из тех, кому выпала честь участвовать в знаменательном Параде Победы.

После войны вернулся к любимому рисованию. В 1948 году окончил специальные курсы мультипликаторов на киностудии «Союзмультфильм». Однако именно художником Аксенчук поработал всего на двух мультфильмах. Его неудержимо тянуло к режиссуре.

Практически сразу после окончания курсов Аксенчук оказался в группе, руководимой знаменитым советским режиссёром-мультипликатором Александром Васильевичем Ивановым. Аксенчук не скрывал своих режиссёрских амбиций и Иванов решил поддержать молодого коллегу. Аксенчук стал работать у Иванова сначала ассистентом («Полкан и Шавка», «Дедушка и внучек»), а затем и вторым режиссёром («Осторожно с огнём», «Зай и Чик»).

Наконец, в 1953 году Аксенчук получил право на свою первую самостоятельную постановку – «Ворона и лисица, кукушка и петух».

Кадр из мультфильма «Ворона и лисица, кукушка и петух»
Кадр из мультфильма «Ворона и лисица, кукушка и петух»

Аксенчука называли «всеядным» режиссёром по причине того, что у него не было какого-то одного предпочтения, в его творчестве можно выделить целых три направления, в каждом из которых Аксенчук был хорош.

Первое и, наверное, всё же основное – это сказки. При этом Аксенчук давал свободу художникам, с которыми работал и принимал многие их предложения. Более того, он не боялся применения новаторских приёмов. Вот почему его мультфильмы получались такими разными, но притягательными.

Листайте галерею.

В частности, на «Золушке» художник Г.П. Шакицкая сделала все фоны на бархатной бумаге. А на «Молодильных яблоках» был применён целый ряд как световых, так и операторских приёмов.

Кадр из мультфильма "Золушка"
Кадр из мультфильма "Золушка"

Именно сказки принесли Аксенчуку не только Всесоюзное, но и международное признание. Его мультфильм «Ореховый прутик» стал обладателем почётного диплома VII МКФ фильмов для детей и юношества в Венеции в 1956 году.

Кадр из мультфильма "Ореховый прутик"
Кадр из мультфильма "Ореховый прутик"

А «Синеглазка» заслужила приз «Бронзовый гриф» на XV МКФ детских и юношеских фильмов в Италии в 1985 году.

Кадр из мультфильма "Синеглазка"
Кадр из мультфильма "Синеглазка"

Вторым направлением творчества Аксенчука являются сатирические мультфильмы для взрослых. Сюда же стоит отнести и его мультипликационные сюжеты, снятые для сатирического киножурнала «Фитиль». Кстати, по количеству этих сюжетов (а их Аксенчук снял 21) он уступает только В. Котёночкину.

Кадр из сюжета "По собственному желанию" из журнала "Фитиль"
Кадр из сюжета "По собственному желанию" из журнала "Фитиль"

И, наконец, ещё одной вехой в творчестве режиссёра стали мультфильмы-плакаты. Такие, например, как «Дорогая копейка» (о денежной реформе 1961 года) или «Плюс электрификация» (о юбилее плана ГОЭЛРО).

К сожалению, большой вклад Аксенчука в советскую мультипликацию и даже звание Народного артиста РСФСР не спасли его от нищеты и прозябания в конце жизни. Поскольку в наступивших временах такие деятели культуры и искусства были не нужны.

В 1997 году Иван Аксенчук за большой вклад в детскую анимацию стал лауреатом премии «Голливуд – детям». Когда Л. Шварцман привез ему эту премию, то «застал его одного в бедламе маленькой разгромленной нищенской квартирки». Таково было отношения новой власти к человеку, составлявшему гордость советской мультипликации.

Иван Семёнович Аксенчук скончался 17 июля 1999 года.

Делитесь этой статьёй, читайте другие материалы на моём канале, пишите отзывы и комментарии, подписывайтесь на канал.