Найти тему
Office Life

10 признаков того, что вам пора сменить место работы

Оглавление

Случается так, что сотрудника часто устраивают должность и выполняемые обязанности, но в компании создаются такие условия, когда находиться в ней уже не представляется возможным.

HR-эксперт и карьерный консультант Виктория Березовская поделилась с Office Life, какие признаки могут служить сигналами того, что сотруднику пора сменить компанию.

Виктория Березовская, HR-эксперт и карьерный консультант
Виктория Березовская, HR-эксперт и карьерный консультант

«Не пора ли мне уволиться?» Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый сотрудник.

Большинство людей дожидаются момента, когда они почувствуют, что просто должны уйти из компании, накипело. Они могут «уйти в никуда» вместо того, чтобы сделать следующий шаг в своей карьере.

Я выделяю следующие признаки, которые могут указывать на то, что сотрудникам пора менять работу.

1. ОТСУТСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОМПАНИИ

Я часто слышу от многих людей, что на работе им скучно, присутствует неудовлетворенность должностными обязанностями, нет возможности реализовать профессиональные амбиции. Такие сотрудники осознанно принимают решение об увольнении, выбирая карьерный или профессиональный рост, но уже в другой компании. А некоторые и вовсе меняют направление и уходят в другую сферу деятельности, где есть постоянные условия для профессионального развития.

2. РАЗЛАД В КОЛЛЕКТИВЕ

Да, коллектив тоже является причиной смены места работы. Если сотрудник начинает замечать, что при его появлении в офисе коллеги прерывают разговор, к его мнению не прислушиваются и не интересуются им как личностью, в принципе, это тревожный сигнал. Возможно, это говорит о том, что коллектив не воспринимает сотрудника как коллегу.

3. ЦЕННОСТИ СОТРУДНИКА НЕ СОВПАДАЮТ С ЦЕННОСТЯМИ КОМПАНИИ

В нынешнем VUCA-мире все очень быстро меняется, соответственно, меняются и сотрудники, и компании. Бывает так, что в организации говорят о ценности каждого сотрудника, а по факту — все иначе. Например, в компании могут говорить, что каждый сотрудник ценен. В реальности, ключевой сотрудник пишет заявление на увольнение, руководитель подписывает его без выявления причин, которые побуждают уволиться подчиненного.

Таким образом, видна разница между заявлением «ценен каждый сотрудник» и решением «незаменимых нет». Или, например, в компании транслируется, что инициативность и открытость поощряются. В реальности за мнение, которое не совпадает с мнением руководителя, — штраф, за чрезмерную инициативность — штраф. Из такой компании прежде всего уходят проактивные сотрудники, которые уверены в себе и своих знаниях.

4. КОНФЛИКТЫ С РУКОВОДИТЕЛЕМ

Конфликты бывают двух видов: открытые и скрытые. Открытые — это те, где есть явное противостояние интересов двух сторон.

А скрытые конфликты — это те, где нет прямого агрессивного взаимодействия между сторонами, но есть косвенные признаки, указывающие на конфликт.

На скрытый конфликт с руководителем могут указать такие факты:

  • необоснованные претензии и недовольство руководителя. Не важно, делает сотрудник работу хорошо или нет, его постоянно критикуют. Даже если сотрудник 9 раз сделал работу на отлично, а в 10-й раз ошибся, ему постоянно напоминают именно об ошибке.
  • Сотрудник работал автономно, к нему не было возражений, но в один момент руководитель начал его постоянно контролировать.
  • Сотрудника не зовут на планерки, до него не доходит необходимая по работе информация.
  • Должностные обязанности сотрудника начинают перераспределять между его коллегами, человеку не дают в работу новые задачи и проекты.
  • Руководитель перестает общаться с сотрудником. Вся коммуникация сводится к перепискам по электронной почте. Этот пункт указывает на то, что руководитель документирует факт передачи заданий сотруднику, а также на то, что он избегает личного контакта, так как уже принято решение об увольнении.

5. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ — «ХОРОШИЙ СОТРУДНИК»

В ситуации, когда кто-то из сотрудников увольняется, а руководство не ищет ему замену, означает, что всегда найдется в коллективе «хороший сотрудник». Ему можно поручить новые обязанности, но зарплату не повышать. Можно не обещать этому сотруднику карьерных перспектив, ведь «хороший сотрудник» согласен работать «за спасибо», так как не может отказать руководителю. Сотрудник может не инициировать разговор о материальном поощрении за дополнительные обязанности из-за страха потерять работу. Однако внутреннее неудовлетворение и накопившаяся усталость по итогу приведут к решению об увольнении.

6. ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

К профессиональному выгоранию приводят следующие причины:

  • гиперответственность сотрудника;
  • рутина в работе;
  • отсутствие профессионального развития;
  • сверхурочная работа;
  • корпоративные конфликты;
  • недооцененность;
  • нереализованные карьерные амбиции.

7. ОТСУТСТВИЕ РОСТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Пересмотр зарплаты на предмет соответствия рынку труда — это естественный процесс. Однако некоторые работодатели пренебрегают зарплатным мониторингом и могут годами не пересматривать материальную мотивацию персонала. В таком случае увольнения неизбежны, так как многие сотрудники следят за рынком зарплат и знают свою цену на рынке труда.

8. ОТСУТСТВИЕ БАЛАНСА «РАБОТА — ОТДЫХ»

Бывают компании, в которых переработки поощряются, но при этом не оплачиваются. В связи с ковидом у многих людей сместились ценности: стали более значимыми здоровье, семейные ценности, а не бесконечная погоня за результатом или деньгами. В компаниях, где переработки — это норма, непременно будут увольняться сотрудники.

9. НЕЖЕЛАНИЕ БЫТЬ В СТАТУСЕ НАЕМНОГО СОТРУДНИКА

Когда сотрудник достигает профессионального потолка в компании, а также потолка зарплаты, а иных вариантов карьерного развития в компании нет — он уходит на фриланс. Рынок фрилансеров развивается во всем мире, и наша страна — не исключение. Сейчас можно найти практически любого специалиста, который выполнит для компании проектную работу быстрее, качественнее, чем наемный сотрудник.

Для компаний есть положительные моменты в том, что фрилансеру платят за результат, нет затрат на налоги за сотрудника, нет выплат отпускных или больничных.

Для фрилансера положительные стороны в том, что есть постоянное развитие, возможность поработать в разных проектах, возможность выбора заказчиков.

Однако компаниям важно заранее узнать о прошлом опыте фрилансера, его репутации. Фрилансеру также нужно понимать, что ему предстоит не только работать по задачам, но и самому решать юридические, бухгалтерские, административные вопросы по своей деятельности. Не все об этом задумываются, когда хотят работать автономно.

10. СМЕНА СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Часто выбирать профессию нам помогают родители. А после обучения в университете мы понимаем, что это не та сфера, в которой мы хотим работать. Можно годами работать в профессии, которую нам выбрали родители, но в определенный момент приходит осознание, что мы проживаем не свою жизнь, а работа нам вообще не интересна. С запросом о смене сферы деятельности ко мне, как карьерному консультанту, приходят люди разного возраста. Важно помочь человеку выбрать ту профессию, которая соответствует его ценностям и приносит психологическое удовлетворение.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

Я рекомендую действовать проактивно и не реже чем раз в год оценивать компанию, вашу позицию в ней и личные карьерные возможности.

Прежде чем принять решение об увольнении, честно задайте себе следующие вопросы:

Компания инвестирует в новые продукты и услуги или выбирает старые методы работы?

Как часто увольняются из компании талантливые и перспективные сотрудники?

Меры по сокращению расходов вводятся без объяснений или с обоснованиями со стороны руководства?

Какие у вас есть перспективы для карьерного и профессионального развития?

Нравится ли вам то, чем вы занимаетесь на работе каждый день?

Соответствует ли зарплата по вашей должности средней по рынку труда?

Готовы ли вы расширить свои должностные обязанности, взять больше на себя ответственности?

Хотите ли вы продолжать работу со своим руководителем? В этом коллективе?

Это ключевые вопросы, но их намного больше. Главное — не уволиться на эмоциях и не оказаться без работы.

На мой взгляд, как только человек устроился на работу, следует планировать следующий карьерный шаг. Потому что карьеру строить нужно осознанно и решения об увольнении принимать тоже осознанно. Если это сложно сделать самостоятельно, то за помощью можно обратиться к карьерному консультанту.

Фото: depositphotos.com