Найти тему
"Ваша газета"

ПЯТИДНЕВКА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

С завидной регулярностью в Татарстане, в том числе и в Нижнекамске, обсуждают вопрос перехода школ на пятидневку, но дальше обсуждений пока не идёт. В очередной раз лёд хоть и не тронулся, но чуть треснул на встрече мэра Нижнекамска Айдара МЕТШИНА в школе «Норма 36» с родителями, педагогами и директорами школ. Кто за, кто против и какие аргументы приводят по разные стороны баррикад, выясняла «ВГ».

Предметники обидятся

Градоначальник сразу же предупредил: пока возможность перехода только обсуждается, и, если все (пока речь идёт только об учениках 1-4 классов) будут за то, чтобы перейти на 5-дневную учебную неделю, этот вопрос будут поднимать на более высоком уровне — Минобрнауки РТ.

Начальник управления образования Рамиль ГИНИЯТУЛЛИН сообщил, что изучил практику других регионов РФ и спросил мнение нижнекамских родителей:

- Чтобы узнать, насколько этот вопрос актуален для Нижнекамска, мы провели опрос среди родителей учащихся школы «Тема 37». 685 человек приняли участие в опросе, 91% проголосовал за пятидневку. Но это лишь малая часть родителей городских школьников. Сегодня в ходе живого диалога мы хотим от вас услышать, есть ли острая необходимость перехода на пятидневную учебную неделю.

Педагоги начальных классов оказались за, родители (что неудивительно) - тоже, но начальник управления образования предупредил: если суббота для школьников станет выходным днём, придётся уплотнять школьные часы - на одном уроке, скажем, вместо одной изучать две темы. Да и учителя средних и старших классов, мол, будут в обиде – их «младшие» коллеги будут работать на день меньше.

- Мы должны решить этот вопрос взвешенно со всех сторон. Учесть все риски и возможности их минимизации, чтобы сохранить уровень качества образования детей, а также защитить интересы педагогов. Если эффект будет очевиден, то потом можно перевести на пятидневку всю школу. Предлагаю каждой школе обсудить переход на пятидневную рабочую неделю и до сентября принять окончательное решение, - поставил многоточие в вопросе Айдар Метшин.

Кто тут против?

Напомним, вопрос о переходе на пятидневку поднимался и в ходе встреч в рамках «Диалога с властью». Тогда Р. Гиниятуллин приводил тот же аргумент: «Если сделать пятидневку, то количество обязательных учебных часов, которые сейчас распределены на 6 дней, нужно будет уместить в 5 дней. То есть, грубо говоря, 6 субботних уроков нужно будет раскидать по оставшимся дням».

А вот дальше показания, как говорится, разнятся. Весной, отвечая на вопрос одной из родительниц в ходе «Диалога с властью», начальник управления образования ссылался на то, что большинство родителей сами против того, чтобы дети не учились по субботам, мол, пусть лучше освобождаются раньше в остальные дни, чтобы после школы успевали заниматься в спортивных секциях и разных кружках.

«ВГ» провела свой опрос в одной из популярных городских групп в «ВКонтакте» и выяснила, что опрошенные родители вполне себе даже не против, скорее, наоборот, двумя руками за пятидневку. 79,8% опрошенных нижнекамцев признались, что они за то, чтобы ввести пятидневку, но против увеличения нагрузки в остальные дни, так надо бы сократить учебную программу. 12,5% выбрали вариант «я - за: пусть даже дети будут учиться по 7-8 уроков, зато будут отдыхать по субботам». И лишь 7,7% против введения пятидневки, потому что боятся, что у школьников не будет времени ни на что, кроме учёбы. В опросе принял участие 821 человек.

История с пяти- и шестидневкой началась ещё в 1970-х годах. Тогда в прибалтийском городе Пярну учеников в качестве эксперимента перевели на пятидневку. Считалось, что дети будут больше общаться с родителями. А оказалось, что 80% из них все выходные были предоставлены сами себе. Дни отдыха превращались в убивание времени.
Проведённый Институтом возрастной физиологии РАО мониторинг показывает, что современные школьники в выходные готовят уроки, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры и на воздухе проводят те же полчаса, что и в обычные дни. Получается, что основного преимущества пятидневки, о котором все говорят, на деле-то и нет. А родители, бывает, просто отсыпаются, поскольку не готовы ещё и в выходной день вставать затемно.

«Как раз-таки большинство родителей за пятидневку, чтобы дети могли полноценно отдохнуть в субботу и в воскресенье, выспаться, провести время с родителями, уроки сделать, погулять на свежем воздухе. При пятидневке не все часы перекидываются на другие дни недели - просто по программе часов меньше», - пишет Наиля А. «А в чём логика этих «обязательных» часов? Идиотская система. Я бы понимал, если бы педагогам за это была какая-то значительная прибавка к зарплате. И потом, дело не в количестве, а в качестве, и под качеством я подразумеваю не только качество преподавания, но и наиглупейшую школьную программу, которая, уверен, ничему не учит. Учеников попросту не могут заинтересовать предметом, потому что им этот самый предмет не интересен! Школьная программа отстала от времени - с этим, думаю, вряд ли кто-то поспорит», - размышляет Рамиль Х. «Уберите родные языки, и будет куда что раскидывать. Сами себе проблемы создают! Не знаю ни одного родителя, который не хотел бы пятидневку. Домашние задания на понедельник делаем, как правило, в воскресенье, и всё - единственный школьный выходной пролетел. Когда отдыхать-то?» - вопрошает Ольга И.

Не будем рисовать!

Татарстан, конечно, не единственный регион, в котором школьники учатся по 6 дней в неделю. Но и пятидневка для России далеко не нова.

С 1 сентября 2019 года на пятидневку перешли все школы Башкирии, причём инициатором стал сам глава соседней республики Радий Хабиров, пожалевший «измотанных и издёрганных» детей. Но на деле переход на 5-дневную учебную неделю оказался не таким радужным: ежедневная учебная нагрузка практически во всех школах увеличилась, и, по словам родителей, каждый день в расписании школьников стало по семь-восемь уроков, что раньше было редкостью, хотя, конечно, их длительность сократилась с 45 до 40 минут. К тому же пришлось убрать «лишние» уроки - музыку, рисование, физкультуру, русский язык.

«Из-за введения пятидневки школы перешли на другие планы и программы, где меньше уроков. Есть, например, программа, где три урока русского, а есть, где всего два! В результате чаще выбирают ту, где два», - писали в 2019-м башкирские СМИ. Да и «домашки» стало больше. Правда, не все субботы для башкирских школьников стали выходными: согласно распоряжению Р. Хабирова, одна суббота в неделю должна быть тематической - школьников необходимо занять спортивными, общественными, культурными или патриотическими мероприятиями.

Официальной статистики Минпросвещения РФ, говорящей о том, насколько широко распространена в России шестидневка, нет. Но определённое представление можно получить из данных мониторинга ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования»: так, в 2019 году из 2,5 тысячи опрошенных родителей школьников из 84 регионов только 30% отметили, что их дети учатся шесть дней в неделю.

Алсу ШАРИФУЛЛИНА.