Найти в Дзене
Анна Ильина

Легко ли поддаваться манипуляции?

Если вы до сих пор задаёте вопрос как население Германии могло перейти спокойно в нацистский режим? Или как многие подростки идут за Навального? То на это есть очень хороший пример эксперимента. Итак, в далёком 1967 году ученики 10 класса спросили у своего учителя истории: Почему немецкий народ так повиновался Гитлеру и как простые жители Германии не замечали всего происходящего в их стране? Тут Рону Джонсу пожал плечами и решил неделю потратить на маленький эксперимент. В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась, и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики. Во вторник учитель объяснил

Если вы до сих пор задаёте вопрос как население Германии могло перейти спокойно в нацистский режим? Или как многие подростки идут за Навального? То на это есть очень хороший пример эксперимента.

Итак, в далёком 1967 году ученики 10 класса спросили у своего учителя истории: Почему немецкий народ так повиновался Гитлеру и как простые жители Германии не замечали всего происходящего в их стране? Тут Рону Джонсу пожал плечами и решил неделю потратить на маленький эксперимент.

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась, и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник учитель объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны.

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Затем узнали родители, но Рон Джонс им объяснил, что идёт изучение истории и родители дальше не проявляли интерес. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы - избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Всюду висели знамена Третьей Волны. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

"Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены". С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук.

Тогда он произнес девиз "Сила в дисциплине". Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам "Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас.

Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь".

После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось. Потом Джонс подвел итог: "Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко".

Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы........