Начать нужно с того, что третий имам Кавказа Шамиль был человеком особенным и не только по меркам горских народов. Он обладал настоящим государственным чутьём и понимал, что для строительства Имамата нужны не только храбрые джигиты, но и люди, умеющие вести современную войну.
Кроме этого Шамиль всегда исходил из мысли, что перебежчик или военнопленный, если есть на то их желание, должны быть полноправными членами кавказского сообщества.
О каких перебежчиках речь?
Возникает закономерный вопрос - неужели русские солдаты и офицеры добровольно изменяли Родине и переходили к горцам? Исследователи именно так и считают. По их утверждению, Шамилю служило около 20 000 беглых царских офицеров и солдат.
Численность русских (и польских) перебежчиков к Шамилю возросло в десятки раз с конца 1840 года. Причины массового бегства в горы раскрывает рапорт от 9 января 1842 года одного из командиров Кавказской линии генерал-лейтенанту Граббе. Под грифом "Весьма секретно" он сообщал, что ранее "наши военные дезертиры считались у чеченцев ясырами и принуждены были исполнять самые трудные работы. Каждый военный дезертир составлял собственность того чеченца, которым был пойман".
Теперь же Шамиль сломал старый народный обычай и предоставил всем "военным дезертирам" полную свободу. Часть военнопленных он выкупил "у сильных людей", других отнял без спроса и собрал около себя "уже до 800 человек беглецов". Из этих людей он составил себе стражу. Пленникам было дано оружие и отведена земля в Дарго для поселения.
"Дурное обращение чеченцев с нашими военными дезертирами, - говорится в секретном рапорте, - удерживало многих неблагонадежных солдат и в особенности поляков от побегов; но если теперь они узнают, что Шамиль дает свободу дезертирам, то я боюсь, что побеги увеличатся".
В завершение рапорта русский генерал просил разрешения расстреливать дезертиров на месте. Это сильно контрастировало с тем, что предлагал перебежчикам Шамиль. Русские и польские солдаты и офицеры были предметом особой заботы имама. Кроме постройки домов он разрешает строить для них школы и церкви.
По сведениям историка Ю. Дадаева, "в селении Ведено было построено две церкви и ... костел для поляков, которых было много среди перебежчиков. Для горских евреев ... поставили синагогу. Гребенские казаки ... были старообрядцами, они обратились к русскому генерал-майору с просьбой разрешить переселиться к Шамилю, так как крестьяне их притесняли". В итоге, 30 семей, видимо самовольно, переехали к имаму, который их принял, дал землю, лес, пашню и сенокос и разрешил жить по своей воле. Когда возникла необходимость, Шамиль помог казакам построить скит и дал денег на церковную "утварь". Между прочим, в строительстве принимали участие чеченцы.
В чем была польза от русских перебежчиков
Наличие русских солдат и офицеров значительно повышало боеспособность армии имама. Русские и поляки были "учителями горцев в артиллерийском и инженерном деле". Мастеровые изготавливали артиллерийские лафеты и ящики, "по очереди ходили в поход с орудиями и обучали горцев". Офицеры обучали солдат и смотрели за порядком.
Однако Шамиль пошёл дальше. При нём в Имамате было создано "министерство" по делам христианства и веротерпимости. На Кавказе появились поселения, в которых совершались межнациональные и межконфессиональные браки, и всё это охранялись законом. По сути, Шамиль создавал на Кавказе новую нацию, и это начинание находило множество сторонников.
И дарма, что во Христа не верует, одначе стоящий человек!
После своего поражения и плена Шамиль некоторое время жил с семейством в Калуге. При нём находился в качестве пристава офицер Аполлон Руновский. В своей книге о Шамиле он описал удивительный случай. Один из бывших пленных Шамиля увидел его, подбежал, схватил за руку и поцеловал.
"Скажи, пожалуйста, зачем ты поцеловал у Шамиля руку? Ведь он же не твой хозяин... В горах, может быть, вас и принуждали к тому, ну а здесь для чего ты это сделал?" – "Не, ваше благородие, – отвечал бывший пленник, – нас не принуждали целовать у Шамиля руку, я это сделал так, по душе". – "Как это, по душе?" – "Да, так, ваше благородие, что человек-то он стоящий: только там пленным и бывало хорошо, где Шамиль жил али где проезжал он. Забижать нас не приказывал нашим хозяевам, а чуть бывало дойдет до него жалоба, сейчас отнимет пленного и возьмет к себе, да еще ... и накажет обидчика. Я это сам видал сколько раз". – "Так он хорош был для вас, для пленных?" – "Хорош, ваше благородие, одно слово – душа! И дарма, что во Христа не верует, одначе стоящий человек!"
Постскриптум
Проблема Шамиля и его горского Имамата состояла в том, что это было теократическое мусульманское государство, находившееся в состоянии войны с Российской империей. В исторической перспективе у него не было шансов на выживание, и уже 1859 год показал это со всей определённостью.
Но всё же опыт межнационального общения, проделанный Шамилем в середине 19 века, до сих пор интересен. И очень печально то, что о нём практически никто не знает.
Источник: Кавказский Узел