У французского композитора Сен-Санса есть примечательный музыкальный цикл «Карнавал животных», где среди прочих присутствуют пианисты.
Музыканты шутят!
Причем, шутят напропалую и не только в мюзикле, оперетте, опере-буфф, комической опере, словом там, где композитор словно бы задает жанр: скерцо, дивертисмент. Но и по природе своей музыка – жанр текучий, воздушный, легко изменяющийся и поддающийся, словно бы дуновению ветра.
Вспомнить хотя бы знаменитый «Необыкновенный концерт» театра Образцова, который на многие годы стал образцом музыкальной пародии. Или - концерты Геннадия Рождественского, когда он исполнят музыку Альфреда Шнитке к кинофильму «Мертвые души» по Гоголю!
Рождественский во время исполнения не стоит за дирижерским пультом, а выкидывает такие коленца!
Музыканты, как и вообще артисты не могут без шутки. Правда, иной раз эти шутки заходят довольно далеко.
Известный роман Патрика Зюскинда «Контрабас» тоже начинается, как анекдот, заведшийся во мраке оркестровой ямы, но вылился в подлинную драму уязвленного самолюбия.
В последние годы классика настолько близко шагнула к зрителю, что между последним и сценой почти исчез так называемый психологический барьер.
Особенно, ежели концертная площадка – не академическая, а расположенная где-нибудь на пленере, или там, где раньше-то и подумать было страшно, в кафе, баре, летнем театре и т.д.
Арию «Мадамина» Лепорелло из оперы Моцарта «Дон-Жуан», где он перечисляет количество и национальный состав любовниц, в одном из таких концертов без галстука солист исполняет, заглядывая в телефонную книжку смартфона!
Но тут, кстати, Моцарт сам оставил обширное поле для трактовки и бесконечной буффонады. Еще в пору репетиций над оперой ему не понравилась реакция исполнительницы партии Церлины на более чем откровенное предложение Дон-Жуана. Исполнительница вела себя до того скромно, что Моцарт подошел к ней и что-то шепнул на ушко, при этом шлепнув ее. В ответ автор получил пинок, но вместо того, чтобы обидеться, очень обрадовался, сказав, что такая реакция более натуральная и ему все очень понравилось.
Анна Нетребко в «Богеме», исполняющая очень трогательную златошвейку Мими, выходит на авансцену в «косухе»!
Словом, традиции карнавала, бурлеска, заложенные классикой, не могли не расцвести пышным цветом в, скажем, популярной музыке.
В музыкальном жаргоне сборных концертов, которые обычно устраиваются на бескрайних просторах одной шестой, существуют такое понятие как «Зеленый концерт».
Что же такое «зеленый концерт»?
«Зеленый концерт» - последний в череде концертов, в котором музыканты по взаимной договоренности подшучивают друг над другом. Причем, зритель совершенно ничего не подозревает.
Почему «зеленый»?
Вряд ли здесь существует некая параллель, как кажется, с долларом. Скорее с «Зеленым театром», сценой на открытой площадке.
Один из знакомых артистов рассказывал, что хотя каждый выступающий и вроде как готов к «приколам», но для него они подчас становятся неприятным сюрпризом.
Итак, выходит пианист к инструменту, нажимает на клавиши, а звука нет… потому что клавиши приклеены скотчем!
Или вот еще более вопиющий пример. Клоуну накладной нос натерли чесноком. А обнаружил он это уже тогда, когда напялил его, выходя на сцену. Сцена длилась 10 минут, снять нос он не имел права, иначе – провал. После концерт клоун не ел чеснок пять лет!
Или вот еще образчики из цикла «музыканты шутят».
На одном из выступлений Сергей Захаров вышел на сцену в смокинге и…тапочках. Причем, репертуар в этот вечер был обычный, вся кулиса покатывалась, держась за животы, но никто из зрителей, так и не догадался взглянуть и главное осознать, что любимый ими артист в тапочках!
Известный композитор и певец Олег Иванов, автор таких известных песен, как «Товарищ», «Олеся», «Унижаться, любя, не хочу и не буду», «Печки-лавочки» и т.д.- в одном из интервью рассказывал, как над ним подшутили во время «зеленого концерта». Многим памятны строки его популярной некогда песни:
Олеся, Олеся, Олеся!
Так птицы кричат,
Так птицы кричат
В поднебесье…
Так вот звукорежиссер в то время, когда артист упоенно сравнивал имя девушки с криком птицы, уличив момент, выходил на авансцену и начинал истошно каркать…
К жанру «зеленого концерта» можно отнести и незабываемый фильм Эльдара язанова «Карнавальная ночь» с многочисленными дивертисментами.
Вспомнить хотя знаменитый монолог Сергея Филиппова «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе»?
Кстати, сам Филиппов некогда хотел стать артистом балета. А вот жизнь сыграла с ним «зеленый концерт»!