По чашечке, по маленькой налей, налей, налей,
По чашечке, по маленькой, с травою вкусной пей
Вот это всё, что собрано руками на заре
А не вино и водку как вон все.
Из неизданного
— Андрэй, пора вставать! Ты едешь на плотину или дома останешься?
Ну какой дома, какой дома??? Гудела в голове досадная мысль у мелкого Андрэя. Я быстро вставал, мы пили чай с Бабушкиными плюшками и вдвоем с Дедом на одном велосипеде ехали по холодку в лес у плотины. Лес тот был единственным диким местом среди распаханных квадратов полей, виной тому была речка Сенная и плотина, которая перегородила эту небольшую речку, даже скорее не речку, а ручей. Водохранилище, которое у нас называлось Плотина, было богато рыбой: сазан, карп, окунь, а лес у плотины был единственным близким поставщиком грибов — сыроежек и шампиньонов.
Дед, когда мы ездили за грибами, всегда возил с собой два-три холщовых мешка или как он их называл — чувала, так на всякий случай. Случаи подворачивались часто, когда грибов не было, то Дед принимал волевое решение и мы ехали в овраги, где текла Сенная и собирали лекарственные травы.
Я помню как мы набрали два огроменных чувала листьев мать-и-мачехи и перлись пешком по жаре сто километров до дома. Мне казалось, что домой мы не придем никогда. Тогдашние сто километров оказались впоследствии двумя с половиной, для семилетнего пацана эти два с половиной километра казались вечностью.
Все эти собранные мать-и-мачехи и ромашку Дед сушил на чердаке, идеальное место для сушки в жаркую жару: солнца нет, сквозняк и температура под семьдесят. Собранные травы, разложенные ровным, тонким слоем, высыхали за пару дней. Высушенное богатство Дед сам аккуратно складывал в мешки и вез в приемный пункт. Там он менял собранное на деньги. Не знаю сколько там давали за труды, но Дед время от времени занимался этим "бизнесом".
Мы травы тоже собираем. Выращиваем и собираем. Заготавливаем себе мяту, котовник, мелиссу, чабрец, душицу, шалфей, липовый цвет, ферментируем листья смородины, малины, иван-чая. В общем все то, что может помочь скрасить долгие зимние вечера за чашкой чая)
На днях вот цветки розового клевера собирали. Клевер, если он добавлен в небольшом количестве в чай, даёт приятный цветочный аромат, но если его переложить то из него откуда-то берется вкус корня солодки, какаягадость...
Первый раз когда мы попробовали сделанный собственноручно ферментированный иван-чай я переплевался весь, такая получилась мурыстика, в голове роились две тучные мысли: я криворук насовсем и как они пьют эту солому? Две трехлитровые банки с чаем были благополучно забыты в кладовке на пару лет. Потом я как-то полез в очередной раз за вкусненьким и обнаружил эту гадость. Решил, что надо попробовать еще раз, мало ли тогда настроение плохое было или ещё чего-то там? Я всегда время от времени пробую то, что мне не нравится в надежде, что мои вкусовые рецепторы примут это вот отринутое ранее. И вы знаете, нам очень понравился иван-чай! За два года иван-чай изменил свой сенной вкус на шикарный цветочный аромат! Мы выпили эти две банки довольно быстро.
Собранные травы мы храним год, до следующего сбора, ну кроме иван-чая, этот мы наоборот сбор этого года не пьем, отправляем на выдержку, он как коньяк — чем старше, тем вкуснее.
Наверное можно и небольшой прибавок в бюджет на пряных травах иметь, но это уже полноценная трудовая деятельность по их выращиванию, сбору, сушке, формированию заказов, отправке почтой... Всё это сразу вгоняет меня в грусть и я немного помечтав срубить бабла "по-легкому" успокаиваюсь и собираю только для себя и детей, если им вдруг приспичит попить вкусного, ароматного чая с пряными травами.
такие дела