Найти в Дзене
Стив Май

Вопрос о компетентности чиновников

Оглавление

Я тут написал статью о том, как Анзор Музаев (глава Рособрнадзора) назвал учителей некомпетентными. Меня сразу закидали комментариями с вопросом "а сам-то он компетентен?" А до этого видел тут же статью аналогичную, но с противоположным знаком. Так там вообще, прямо в статье автор задаёт этот же вопрос.

Вот я и хочу задаться вопросом: что там с компетентностью учителей, чиновников, водителей и всяких диванных критиков (навроде меня)?

Компетентность и принтеры

Вот смотрите: что делает среднестатистический сферический работник в вакууме, когда у него, скажем, принтер не печатает? (А для учителя это вообще катастрофа: принтер не напечатает задания, урок сорвётся, дети останутся глупыми, остановится мировое производство, человечество будет ввергнуто в тёмные века хаоса.) Нужно звать "программиста", так?

"Программист" приходит, воздевает руки к небу, бормочет молитву, поворачивает работника на стуле вокруг себя три раза, уходит.

Принтер начинает печатать.

И всё нормально, и никто в этой ситуации не задаётся вопросом компетентности "программиста".

Почему? Вы видели, какие "магические" действия совершил наш "программист"? Это же я не с потолка снял, это описание реальной ситуации.

Потому что он выполняет свою работу. Пусть и "магическим" для нас образом. А мы, в свою очередь, эту работу вообще никак не сможем выполнить, потому что наша компетентность в принтерах оставляет желать лучшего.

Вот если бы работник сам был компетентен в вопросе ремонта принтера, он бы сразу заметил, что пока крутился на стуле, зацепил сетевой провод, намотал его и выдернул из розетки.

Сразу как-то пропала магия из ритуала "программиста", правда?

Точно так же никто из нас не задаётся вопросом компетентности водителя автобуса. Или продавца за прилавком. Или врача.

Компетентность без принтеров

Сомнения возникают у тех, кому кажется, что работа в итоге выполнена неправильно или, что можно было бы сделать лучше.

Я в таких ситуациях всегда говорю: возьми и сделай лучше, только уже сделанное не трогай.

И когда учителя начинают вопрошать о том, компетентны ли чиновники, проверяющие их работу, у меня сразу возникает вопрос: а вы сами-то что можете предложить, как проверить, что учителя хорошо работают?

По оценкам в журналах? По восторженным отзывам детей? Ну смешно же. Мы-то с вами взрослые люди, знаем, как эти показатели создаются.

Может, вообще оставить в покое и "дать нормально работать без проверок", и не указывать, как учить? Ну вы-то себе это как представляете? Вы, будучи руководителем, оставили бы без присмотра своего сотрудника? Да? То есть, это нормально, когда заказчик говорит строителю "построй дом", выдаёт деньги, а потом ни разу не придёт посмотреть на ход работы и на результат, зато сходу жильцов запустит?

Чат для обсуждения проблем в образовании

PS

В комментариях на моих каналах образовался спамер, от которого не спасает даже обращение в техподдержку. Так что я пока вынужденно ограничил комментарии от неподписчиков. Прошу отнестись с пониманием к этой мере.