Прежде всего запомните: решение проблемы предполагает минимум 2 разных пути, поэтому не может быть проблема отрицания, патриотизма и т.д.
Дяя фомулировки воспользуйтесь выражениями:
Какая-л. проблема возникает, встаёт, представляет интерес,. заслуживает внимания, ждёт решения, требует решения ... Проблемы Одиночества, формирования, становления, воспитания, самоопределения, истинных и ложных представлений о.., выбора, отношения к, роли, влияния, самореализации, понимания ценностей жизни
(По-разному можно воспитывать, относиться к чему-то, вести себя и т.д.) Я перечислила те, которые являются актуальными для работы с текстом. Эти слова надо запомнить. Проблема не может быть О ЧЁМ-ТО! Только проблема ЧЕГО!!
Теперь о том, как же найти.
1 способ. При работе с текстом найдите основную мысль (посмотрите мою соответствующую статью). Запишите её на черновике внизу, приблизительно пропустив место для аргументов с комментариями. Теперь перейдите в начало и после первых вступительных фраз запишите проблему. Формулировка проблемы возможна в 2 вариантах:
· В виде вопроса, ответом на который является осн. мысль;
· В виде предложения со словом «проблема» (см. ниже)
Так вы никогда не собьётесь с мысли и избежите логических ошибок.
2 способ. Для начала найдите в тексте тот момент, в котором упоминается что-то плохое (я называю это «бедой»). Это неправильный поступок, ошибочные представления, которые плохо отражаются на жизни самого человека и его окружающих, на жизни страны в конце концов. Это может быть выражено только одним словом, предложением, например: герою стало не по себе от каких-либо слов.
После этого 3 раза задайте вопрос: «Почему так происходит?» Почему же герой сказал так обидно? – потому что не задумывается о последствиях; Почему не задумывается о последствиях? – потому что чужие люди для него не важны; Почему не задумывается о других людях? – потому что неправильно воспитан (проблема воспитания), потому что страдает гордыней (проблема отношения к окружающим), потому что имеет неправильные ценности (проблема истинных и ложных представлений о..).
3 способ. Если проблему надо определить для эссе в ЕГЭ, может помочь задание №23. Обрати пристальное внимание на предложения, в которых есть рассуждения (даже если они не соответствуют заданию, то есть это не описание, повествование, а рассуждение). На 90% составители специально именно на этом моменте акцентируют ваше внимание. Здесь и кроется и проблема, и основная мысль. Возможно, таких отрывков может быть несколько, и каждая отражает свой аспект, свою «беду». И слава Богу! У вас есть возможность выбрать именно ту проблему, к которой есть убедительные аргументы как в тексте, так и в памяти.
Удачи! Если попробуете, напишите, в чём загвоздка.