На этой картине мы видим играющего на флейте мужчину, который стоит возле арфы, преклонив одно колено. Вот только арфа выглядит очень странно — она озарена светом, а рядом просматривается странный силуэт. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину создал живописец Генри Джон Сток, который любил писать полотна по мотивам литературных и библейских сюжетов. Не стало исключением и это произведение, которое называется «Перед ним возник бледный мерцающий свет».
Полотно основано на рассказе Карла Теодора Кёрнера «Арфа», повествующем о двух супругах-молодожёнах, которые очень любили друг друга. Часто по вечерам Эдвард и Жозефина Селлнер предавались игре на музыкальных инструментах — он играл на флейте, а она на арфе.
Однажды после игры на флейте у Жозефины сильно разболелась голова. На следующий день боли усилились, и у женщины поднялась температура. Приехавший доктор сказал, что ничего страшного нет и обещал к утру выздоровление. Однако улучшение не наступало.
Девять дней несчастная женщина билась в лихорадке, после чего попрощалась со своим мужем:
- Любезный Эдвард! — говорила она мужу слабым голосом, прижимая его в последний раз к своему сердцу, - горестно для меня разлучаться со светом, где я тебя любила, где наслаждалась величайшим земным блаженством. Но если не дано мне Судьбой, быть счастливою здесь; то вечная любовь Жозефины да будет твоим верным Гением-хранителем, до свидания нашего там!
Когда супруги не стало, Эдвард сильно страдал и даже сам слёг на много недель. Со временем его болезнь отступила, но прежних сил уже не было. Сильная тоска съедала молодого и сильного мужчину.
Чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, Эдвард по вечерам ходил в комнату Жозефины, где они когда-то играли на музыкальных инструментах.
Комната Жозефины осталась в таком точно виде, в каком находилась перед её смертью. На столике лежало еще её рукоделье, а в углу стояла безмолвная арфа. Эдвард каждый вечер приходил с это святилище любви, приносил с собою флейту и садясь к окну, как бывало в дни счастливого супружества, в унылых её звуках выражал тоску по незабвенной подруге.
Так сидел он однажды в комнате Жозефины, погруженный в тяжелые думы. Полный месяц всходил из-за рощи. Тихий вечер навевал на него прохладу сквозь открытое окно и на ближней башне пробило девять часов. Вдруг зазвучала арфа, как будто коснулось к ней дыхание невидимого Духа, и звуки флейты слились со звуками арфы.
Когда Эдвард услышал арфу, он перестал играть на флейте, но тогда сразу же замолчала и арфа. Именно этот момент и изобразил на своей картине Генри Джон Сток. А пятно возле арфы — не кто иной, как дух Жозефины.
Следующим вечером Эдвард снова пришёл играть на флейте, и снова ему подыгрывала арфа. Он понял, что любимая не бросила его и зовёт с собой.
Здоровье Эдварда постепенно ухудшалось, силы оставляли его, но каждый вечер он продолжал играть на флейте с духом Жозефины. В одну из таких ночей вместе с музыкантом пошёл доктор, который стал свидетелем мистических событий. Эдвард понимал, что конец его близок и попросил любимую облегчить страдания.
- Жозефина! приветствуй хоть раз еще моё отшествие! Дай мне почувствовать твою близость, дабы любовью твоею мог я победить страдания смерти!
И струны арфы дивно заиграли: громко раздались согласные звуки, как будто песнь победы! Над умирающим носился слабый свет.
- Иду! иду! — вскричал он, приподнимаясь с одра своего; но жестокая сила болезни повергла его опять на постель. Смерть боролась с жизнью — и победила. По мере приближения кончины несчастного Эдуарда, арфа играла все громче и согласнее, когда же юный страдалец испустил последнее дыхание, то струны вдруг лопнули, как будто разорванные невидимою рукою.
Эту историю доктор потом рассказал своим приятелям и показал им флейту, доставшуюся ему в наследство от ушедшего друга.