Очередное ностальгическое возвращение в библиотеку маленького городка, где я провёл детство и отрочество... Меня тут в комментариях попросили растолковать для молодёжи, что такое библиотека, и зачем я туда ходил. Не думаю, что всё настолько плохо, но, ладно, поясню.
Библиотека - место, где хранятся настоящие бумажные книги, и их можно взять почитать, совершенно бесплатно и легально (главное - вернуть потом). Да, эти заведения ещё существуют. И в одной из них я даже работаю, причём на "удалёнке" - наполняю сайт контентом.
Второй вопрос гораздо важнее. Перенесёмся в 90-е. Интернета ещё нет. Телевидение так себе: два центральных канала, два-три местечковых. Интересные фильмы вроде "Робокопа" или какого-нибудь там "Гайвера" показывают редко. Чем ещё заняться ребёнку-интроверту, кроме как читать? Как раз тогда в библиотеки в массовом порядке повалили увлекательные западные романы, которые при советской власти никто бы не осмелился переводить на русский.
Так я и ознакомился с творчеством Пирса Энтони. Прочёл дилогию "Хтон" и первый роман цикла о Начинающем Адепте - "Расколотую бесконечность".
Первые две книги оставили странное впечатление, а "Бесконечность", наоборот, однозначно понравилась, прочёл с огромнейшим удовольствием. Однако вопросы каждый раз были одни и те же:
"Почему так сурово?", "Зачем столько секса?" и главное: "Почему все персонажи голые?"
На последний вопрос, впрочем, ответить легче всего. Пирс Энтони честно признавался в интервью, что не видит в ношении одежды никакого смысла. (На всех фотографиях он, однако же, одет.)
Нет, наверное, не с того начал. Самое поразительное в этих книгах – невероятная фантазия автора, за которую ему можно всё простить.
Действие дилогии «Атон» происходит на планете-тюрьме, в подземельях, где живут сосланные преступники. Сама по себе задумка неоригинальна – интересен мир, придуманный Энтони. Дело даже не в чудовищах, до которых ещё надо додуматься – скажем, огромная гусеница, которая питается, накалывая людей себе на хвост и превращая их в сегменты собственного тела. Этот мир существует по особым законам и подчиняется собственной логике, к которой ещё надо привыкнуть – местами начинается полный сюрреализм. Не говоря уже о том, что в романах нарушена хронологическая последовательность, и понять, откуда что взялось и что к чему привело, не так-то просто.
Мир «Расколотой бесконечности» - это, по сути, два мира. Высокотехнологичная планета Протон, где узаконено рабство, а жители проводят досуг в Игре с весьма мудрёными правилами, и её двойник – планета Фаза, магический мир, населённый единорогами, троллями и прочими оборотнями (традиционные для фэнтези персонажи поданы очень необычно). Герой перемещается между двумя мирами, постоянно попадая в передряги и приключения, описанные самым захватывающим образом.
Но вернёмся к тому, с чего начали. Пирс Энтони, помимо неуёмного воображения, отличается, скажем так, повышенным интересом к личной жизни героев. Главный герой "Бесконечности" налаживает её, личную жизнь, и с женщиной-роботом, и с единорожихой (к счастью для читателя, умеющей превращаться в человечиху), и с местной королевой. В дилогии "Хтон" среди персонажей есть раса женщин, получающих удовольствие от унижений... чем герои мужеского полу охотно пользуются.
Если уж я, даже будучи подростком, недоумевал, зачем столько интимных сцен - это о чём-то говорит, не так ли?
С насилием - то же самое. Его много, и описывается оно как нечто само собой разумеющееся.
Девяносто девять мужчин и сто сорок две женщины начали устрашающий Тяжелый Поход. Не со смелостью и отвагой, не решительно и бесповоротно в поисках своей судьбы, но испуганные, отчаявшиеся, гонимые - гонимые несомненным знанием об оставленных позади голоде и муках.
(...)
На третьем переходе от истощения и голода свалились первые люди. Их тщательно разделали и съели.
Помню, как потрясла меня последняя фраза (даже не последовавшее за ней описание процесса.) Ну да, люди упали, их тут же сожрали - а что ещё с ними делать?
В общем, ясно что у этого доброго дяденьки, мило улыбающегося на фотографиях, свои тараканы.
С другой стороны, а у какого писателя их нет?
Чего не отнять у Энтони – самобытности и чрезвычайной любви к своему писательскому делу. Как пошутили на одном западном сайте, «создавая очередную серию романов, Пирс Энтони останавливается лишь в том случае, если издатель начинает об этом умолять». Дедуле 86 лет, а он всё ещё пишет... Что ж, здоровья ему и творческих успехов!
Ещё заметки о фантастике на канале "Записки литературного панка":
О том, как современные русские писатели маскируют обычную фантастику под элитную прозу.
"Эх, едрёны труболазы!" Мрачные предсказания Юрия Петухова о будущем России.
Горлум встретил Хищника и обкакался. Странная постмодерн-фантастика Дмитрия Исакова.
"Господа" - это древние животные? Повесть о светлом будущем, которое мы потеряли.
Один из лучших советских фантастов, который, на самом деле, не совсем фантаст.