Джон Рональд Руэл Толкин доказал, что имя бога Ноденса (Нодента) — не кельтское, а древнегерманское. И это вообще не имя, а статус.
«В готском языке, самом раннем записанном из всей германской группы и сохранившемся в той форме, на которой всё еще говорили в то время, когда храм Нодента, возможно, всё еще имел прихожан, видны явные следы более древнего смысла. Там ga-niutan означает «поймать, заманить в ловушку» (как охотник); это слово используется в чрезвычайно аккуратной версии Священного Писания для перевода ἵνα αὐτòν ἀγρεύσωσιν λόγῳ, Марк 12:13 («чтобы уловить Его в слове»). В готском языке производное существительное nuta также означает «рыбак»; оно используется применительно к апостолу Петру.... наводит на размышления то, что самым замечательным в Нуаде была его рука, и что без руки его сила была утрачена» (Дж.Р.Р. Толкин, «Имя Нодент» в переводе М.Медоварова)
Толкин написал отчёт для археологов Тессы и Мортимера Уилеров, которые откопали древний кельтско-римский храм. Сэр Мортимер Уилер опубликовал отчёт в 1932 году. В том же году Профессор закончил рукопись «Хоббита».
Толкин: первые «жертвы» кольца
Филологи придумали легенду, что образ Ноденса и проклятие, которое нашла Тесса Уилер вдохновили Толкина на создание «Властелина колец». Доказательств этому нет. Не сохранились письма и заметки писателя за 1920-1935 годы, когда проходили раскопки и шла работа над «Хоббитом». Толкин ничего не пишет о раскопках в Лидни в письмах 1930-х годов, когда он продумывал «Властелина колец". Хотя о будущей книге он активно рассказывает. В отчёте он ссылается на валлийские легенды о Нуаду и ирландские — о Ллеу Ллау Гифсе Среброруком. То есть сюжет о потере силы из-за отделения руки известен давно и уже был переработан Толкином до знакомства с находками Лидни. Но возможно писатель посмотрел на знакомые сюжеты с другой стороны после раскопок.
В книгах Толкин использует мотив потери руки дважды: сначала, когда Ильсидур убивает Саурона и срубает кольцо, и в конце — когда Голлум вместе с пальцем и кольцом летит в жерло вулкана Ородруина. Так проклятое кольцо Сенициана становится кольцом всевластия. Но оно не погибает в огне, а литературно перевоплощается в другой книжный артефакт — кольцо с воскрешающим камнем из поттерианы.
Ирландские сюжеты поттерианы
В «Принце-полукровке» Гарри видит Дамблдора с обугленной рукой, которая пострадала из-за опытов с воскрешающим кольцом. На протяжении книги директор, фактически, прощается сначала с рукой, потом с жизнью. Закончить дело Дамблдор завещает Гарри: старый "король" освободил место молодому герою, олицетворению добра и света. Похоже на сюжет мифа о короле ирландских богов Нуаду (ссылка ведёт на предыдущую статью — про Нуаду и Луга)
Джоан Роулинг говорила о студенческом времени, что «только читала Толкина», хотя преподаватели отзываются о писательнице , как о неплохом филологе. Конечно, она тоже знакома с древнейшей английской литературой. Воскрешающий камень возник из «Властелина колец» и воскрешающего котла ирландских легенд, из кольца с волшебным камнем, которым владел король Артур, и валлийских мифов о Ллеу Ллау Среброруком. Наверное, за это мы литературу и любим: когда известные сюжеты и архетипы укладываются в новые рамки, это занимательно.
Первая часть: кто нашёл проклятое кольцо