Сражение с силами зла, отстаивание принципов добра и хороших традиций есть та долгая жизненная тема, которая возникает в далёком детстве в виде нравоучительных сказок и имеет продолжение на всём пути взросления человека через постижение знаний и прохождения опыта.
В продолжение темы о "реалистах" скажу, что чаще всего это крайне малообразованные в гуманитарной сфере люди, довольно однобоко уверовавшие в доминирующее свойство материи. Воспринимающие всю сложнейшую работу предшественников по нравственному воспитанию человечества через мифы, притчи, сказания и сказки с большой долей иронии, они всерьёз считают наиболее разумным из всех человеческих типов - "победителя-экономиста". Что же касается уверовавших в не-религиозный мистицизм, остаётся их только пожалеть : через коммуникативные связи они легко становятся игрушкой в руках потерявшего чувствительность голого разума, оторвавшего от себя те эмоции, которые сохраняют тепло человеческой души...Непогрешимость собственной оценки делает их современными " гуру" и лжепророками для многих потерянных людей, для которых любое искреннее дружеское рукопожатие было бы несомненно полезнее. Поскольку чаще всего информация о таких лжепророках скрыта, то они выявляют себя посредством лженауки, лжеискусства и множества других поддельных сфер.
Тема борьбы тьмы со светом и лжи с правдой проходит красной нитью сквозь все века и находит своё отображение в работах художников.
Чаще всего символическое зло получало облик дракона или змея, т. к. всегда считалось, что многие беды человечества - неурожаи, голод, мор, войны, - насылает людям некая невыраженная сущность, образ которого должен устрашать. Художники всех времён обращались к самым омерзительным природным созданиям для творческого переосмысления, и в результате их живопись рождала чудовищные образы, подсмотренные у самой природы.
В античной мифологии Лернейская гидра была драконоподобным водным монстром со множеством голов и смертоносным дыханием, наводящая ужас на жителей древней Лерны. Царь Еврисфей отправил Геракла сразиться с гидрой, победа над которой впоследствии вошла в мифологию одним из его подвигов. Древнегреческий бог солнца Аполлон борется с чудовищным змеем Пифоном и побеждает его...
Мифы были придуманы древними в назидание потомкам, это своеобразная школа жизни посредством передачи опыта борьбы со злом. Естественно, что в реальной жизни зло исходит от самих людей, чаще всего несчастливых, завистливых, коварных, излишне активных, любопытных, лишённых идеалов.Зло вылезает даже из самого доброго человека в минуты сильного раздражения или отчаяния.
В египетских мифах существовал олицетворяющий зло и Хаос змей Апоп,
обитающий в недрах земли и борющийся с богом Солнца - Ра. Согласно мифу, эта борьба происходит каждую ночь и заканчивается неизбежной победой благородного Ра, защищающего жизнь на земле.
В христианских притчах и сказаниях зло также персонифицируется либо змеем, либо драконом ( преемственность культуры), и неизменно появляется герой, сражающийся с этой общей бедой.
В течении многих тысячелетий в религиях и мифологии европейских и ближневосточных цивилизаций дракон и змей были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с ними боги, герои и святые олицетворяли добро и светлое начало.
Чудо Георгия о Змее является ранней христианской притчей и его изображения в виде всадника-змееборца встречаются уже в начале XII века.
Змей – не реальное биологическое пресмыкающееся, а именно лжесущество; оно становится реальным злом в извращении разумной воли, уклоняющейся от Бога к небытию.
Для того, чтобы свою тёмную деятельность обелить, оно активно занимается подменой понятий "добро" и "зло" и стиранием границ между ними...
Тема антагонистичной борьбы света и тьмы – очевидна: на ряде изображений змей выползает из пещеры-небытия (тьма пещеры) – в бытие-свет на вечную борьбу добра со злом.
Это благодатная тема и для современных художников: необходимо стоять на твёрдых позициях защиты той истины, которая кроется в каждом прекрасном произведении подлинного искусства.
Это философская вечная тема и для современного человека вообще: когда сегодня кому-то удаётся разоблачить ложь, указать на скрывающее своё истинное лицо "лжесущество", то ни в этом ли есть преемственность героического поступка?