Найти тему
Логопед дает совет

За что отвечает Второй блок мозга и упражнения для его развития

Оглавление

От согласованной работы всех отделов мозга зависит не только речь ребенка. Я уже писала про Первый блок мозга, который на 75% формируется внутриутробно и продолжает развиваться до 1-2-3 лет, являясь фундаментом мозговой деятельности.

Сегодня речь о Втором блоке мозга, который образует прочные стены для речевого развития ребенка.

Модель мозга состоящую из трех блоков, взаимосвязь которых необходима для активной психической деятельности еще в тридцатые годы 20 века предложил известный советский психолог Александр Романович Лурия.

Второй блок – операционный блок приема, переработки и хранения информации: зрительной (я вижу), слуховой ( я слышу), кожно-тактильной (я осязаю). Корковые зоны расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Формируется у разных детей по-разному: от 1-2-3 до 7-8 лет.

Признаки нарушений в работе Второго блока

  1. Бедность и однотипность движений тела в пространстве.

2. Моторная неловкость и нарушение координации движений.

3. Несформированность сенсомоторных координаций.

4. Несформированность пространственных представлений.

Информационный мозговой блок отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребёнок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает.
При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.

Рисунок из свободных источников Яндекс
Рисунок из свободных источников Яндекс

Второй блок мозга отвечает за сложные и равноценные по своей значимости процессы:

  • организацию деятельности;
  • способность понимать инструкции;
  • сенсомоторные интеграции;
  • зрительно-моторные интеграции;
  • интегративные умения;
  • развитие моторики;
  • реципрокная координация (взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других, например, при вдохе возбуждается центр вдоха и тормозится центр выдоха);
  • ловкость выполнения;
  • артикуляция;
  • фонетико-фонематическое восприятие;
  • развитие речи;
  • зрительное восприятие;
  • пространственное восприятие;
  • константность восприятия;
  • запас сведений и знаний.

Упражнения для развития Второго блока мозга

в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» предлагает нейропсихолог Семенович Анна Владимировна.

1. «Повтори позу». Взрослый показывает позу, ребенок должен ее повторить. Затем взрослый показывает три разные позы, ребенок должен повторить в той же последовательности. В управлении задействуйте все тело.

2. «Хасты». Ребенок повторяет одну за другой ряд ручных поз. Каждая из них удерживается в течение 20-30 сек. (двух-трех циклов дыхания). Главное условие – сосредоточенность на позе и выполнение по несколько раз в день.

«Хасты»  Рисунок из свободных источников Яндекс
«Хасты» Рисунок из свободных источников Яндекс

3. «Угадай часть тела, и запомни название». Взрослый трогает, гладит, массирует или трет какую-нибудь часть тела ребенка, например ступню. Затем предлагает ему вслепую (с закрытыми глазами) показать ее на себе. Затем, ребенок должен открыть глаза, посмотреть на взрослого и назвать часть тела, которую ощупывал. Когда ребенок хорошо знает название частей тела, можно поменяться ролями, где ребенок будет ведущим. Использовать нужно все части тела, лица, пальцы и спину.

Буква А. Рисунок из свободных источников Яндекс
Буква А. Рисунок из свободных источников Яндекс

4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Игра заключается в том, чтобы при помощи пальцев рук, всего тела или даже нескольких тел показывать буквы или цифры. В игре может участвовать несколько детей и взрослых.

Рисунок из свободных источников Яндекс
Рисунок из свободных источников Яндекс

5. «Рисунки и букв и цифр на спине, ладони или запястье». Нарисуйте на спине у ребенка геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, попросите назвать. То же самое проделайте на правой и левой ладони. Используйте метод при изучении букв, цифр. Пишите цифры, проговаривая числовой ряд. Меняйтесь с ребенком местами. Пусть он тоже получит возможность писать пальцем на вашем теле.

6. «Предметы с различными фактурами». Покажите и дайте потрогать ребенку предметы с разными фактурами: гладкими, колючими, ребристыми, мягкими, шершавыми и.т.д. Предложите потрогать предметы двумя руками с закрытыми глазами. Затем попросите найти наощупь заданный предмет одной рукой, затем другой.

7. «Игра с палочками». Приготовьте палочки разной длины 2 и 7 см. Предложите ребенку рассортировать их на ощупь в две кучки.

Фото автора
Фото автора

8. «Волшебный мешочек». Приготовьте по два на ощупь похожих предмета. Например, два ореха, ключа, машинки, матрешки, кубика, детали Лего, кольца от пирамидки. Рассмотрите их вместе с малышом. Сложите один комплект предметов в непрозрачный мешок. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди. Ребенок, который не может назвать предмет, показывает аналогичный предмет пальцем.

Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.

9. Доски Сегена. Названы по имени своего создателя французского врача и педагога Эдуарда Сегена(1812—1880). Доски с вкладышами наверняка вам знакомы. Они могут иметь разнообразную тематику.

Рекомендую именно этот товар детям с 3 лет, поскольку этот набор среди других предложенных на Яндекс-Маркете, состоит из 18 рамок-вкладышей окрашенных в чистые цвета.

Набор многофункционален. С его помощью можно изучать форму, цвет, развивать логику, мышление, моторику и ловкость ребенка.

Совет: занимайтесь с ребенком регулярно, но не долго. Приступайте к играм, когда у ребенка хорошее настроение. Старайтесь вызвать положительные эмоции.

Публикация составлена по материалам вебинара на портале «Лого-Эксрерт» доктора педагогических наук, профессора Архиповой Е. Ф.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую полезную публикацию по теме.

Ставьте 👍, если статья была полезной.