От согласованной работы всех отделов мозга зависит не только речь ребенка. Я уже писала про Первый блок мозга, который на 75% формируется внутриутробно и продолжает развиваться до 1-2-3 лет, являясь фундаментом мозговой деятельности.
Сегодня речь о Втором блоке мозга, который образует прочные стены для речевого развития ребенка.
Модель мозга состоящую из трех блоков, взаимосвязь которых необходима для активной психической деятельности еще в тридцатые годы 20 века предложил известный советский психолог Александр Романович Лурия.
Второй блок – операционный блок приема, переработки и хранения информации: зрительной (я вижу), слуховой ( я слышу), кожно-тактильной (я осязаю). Корковые зоны расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Формируется у разных детей по-разному: от 1-2-3 до 7-8 лет.
Признаки нарушений в работе Второго блока
- Бедность и однотипность движений тела в пространстве.
2. Моторная неловкость и нарушение координации движений.
3. Несформированность сенсомоторных координаций.
4. Несформированность пространственных представлений.
Информационный мозговой блок отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребёнок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает.
При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.
Второй блок мозга отвечает за сложные и равноценные по своей значимости процессы:
- организацию деятельности;
- способность понимать инструкции;
- сенсомоторные интеграции;
- зрительно-моторные интеграции;
- интегративные умения;
- развитие моторики;
- реципрокная координация (взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других, например, при вдохе возбуждается центр вдоха и тормозится центр выдоха);
- ловкость выполнения;
- артикуляция;
- фонетико-фонематическое восприятие;
- развитие речи;
- зрительное восприятие;
- пространственное восприятие;
- константность восприятия;
- запас сведений и знаний.
Упражнения для развития Второго блока мозга
в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» предлагает нейропсихолог Семенович Анна Владимировна.
1. «Повтори позу». Взрослый показывает позу, ребенок должен ее повторить. Затем взрослый показывает три разные позы, ребенок должен повторить в той же последовательности. В управлении задействуйте все тело.
2. «Хасты». Ребенок повторяет одну за другой ряд ручных поз. Каждая из них удерживается в течение 20-30 сек. (двух-трех циклов дыхания). Главное условие – сосредоточенность на позе и выполнение по несколько раз в день.
3. «Угадай часть тела, и запомни название». Взрослый трогает, гладит, массирует или трет какую-нибудь часть тела ребенка, например ступню. Затем предлагает ему вслепую (с закрытыми глазами) показать ее на себе. Затем, ребенок должен открыть глаза, посмотреть на взрослого и назвать часть тела, которую ощупывал. Когда ребенок хорошо знает название частей тела, можно поменяться ролями, где ребенок будет ведущим. Использовать нужно все части тела, лица, пальцы и спину.
4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Игра заключается в том, чтобы при помощи пальцев рук, всего тела или даже нескольких тел показывать буквы или цифры. В игре может участвовать несколько детей и взрослых.
5. «Рисунки и букв и цифр на спине, ладони или запястье». Нарисуйте на спине у ребенка геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, попросите назвать. То же самое проделайте на правой и левой ладони. Используйте метод при изучении букв, цифр. Пишите цифры, проговаривая числовой ряд. Меняйтесь с ребенком местами. Пусть он тоже получит возможность писать пальцем на вашем теле.
6. «Предметы с различными фактурами». Покажите и дайте потрогать ребенку предметы с разными фактурами: гладкими, колючими, ребристыми, мягкими, шершавыми и.т.д. Предложите потрогать предметы двумя руками с закрытыми глазами. Затем попросите найти наощупь заданный предмет одной рукой, затем другой.
7. «Игра с палочками». Приготовьте палочки разной длины 2 и 7 см. Предложите ребенку рассортировать их на ощупь в две кучки.
8. «Волшебный мешочек». Приготовьте по два на ощупь похожих предмета. Например, два ореха, ключа, машинки, матрешки, кубика, детали Лего, кольца от пирамидки. Рассмотрите их вместе с малышом. Сложите один комплект предметов в непрозрачный мешок. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди. Ребенок, который не может назвать предмет, показывает аналогичный предмет пальцем.
Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.
9. Доски Сегена. Названы по имени своего создателя французского врача и педагога Эдуарда Сегена(1812—1880). Доски с вкладышами наверняка вам знакомы. Они могут иметь разнообразную тематику.
Рекомендую именно этот товар детям с 3 лет, поскольку этот набор среди других предложенных на Яндекс-Маркете, состоит из 18 рамок-вкладышей окрашенных в чистые цвета.
Набор многофункционален. С его помощью можно изучать форму, цвет, развивать логику, мышление, моторику и ловкость ребенка.
Совет: занимайтесь с ребенком регулярно, но не долго. Приступайте к играм, когда у ребенка хорошее настроение. Старайтесь вызвать положительные эмоции.
Публикация составлена по материалам вебинара на портале «Лого-Эксрерт» доктора педагогических наук, профессора Архиповой Е. Ф.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую полезную публикацию по теме.
Ставьте 👍, если статья была полезной.