Найти тему

Когда я понимаю: всё не зря!

- Сегодня ты пойдешь на урок плавания с папой – сообщила я новость Алмазу по пути из школы.

Честно говоря, я ожидала его реакции с некоторой долей беспокойства. Он не очень-то любит занятия после школы. Об уроках плавания я сама узнала в этот же день от мужа. Он давно хотел записать Алмаза на плавание, но свободных мест долго не было. Поэтому, когда он сообщил мне,что в это день отведёт Алмаза на плавание,то это было неожиданно.

Алмаз немного помолчал, а потом спросил меня:

- А почему папа не предупредил меня и не спросил, готов ли я ходить на плавание?

Я вздохнула и сказала,что точно не знаю.И это правда, я не знала.

Алмаз нахмурился:

- Меня раздражает, когда меня куда-то записывают без моего согласия, - заметил он. – Папа должен был сначала поговорить со мной.

- Да, я понимаю, - согласилась я. – Это, конечно, неприятно и раздражает. Давай попросим его в следующий раз обязательно предупреждать заранее, если он хочет записать тебя на занятие. Наверное, он забыл в этот раз.

Алмаз согласился. Но не успокоился на этом.

- У меня уже четыре занятия в неделю после школы, - продолжал он, - А я согласен только на три занятия. Четыре занятия – это слишком много. Поэтому, если вы с папой добавляете плавание, то вы должны убрать какое-то другое занятие.

Я задумалась. Мне понравилось, как он отстаивает свои интересы и очень убедительно и спокойно старается договориться со мной о подходящих для него условиях.

- Хорошо, - согласилась я, - давай отменим твой клуб после школы по понедельникам и оставим уроки плавания, ушу и социальную группу.

- Ну ладно, - согласился было Алмаз, но потом решил продолжить переговоры:

- А как насчёт того,чтобы оставить клуб после школы и отменить социальную группу по пятницам?

- Почему ? – удивилась я. Социальную группу я сама организовала и вела, чем очень довольна: для Алмаза это очень полезно и даёт возможность завязать общение с другими детьми.

- Ну ты просишь меня относиться к тебе как к учителю во время занятий, а мне это трудно.

Объяснение Алмаза было вполне резонно. Конечно, я не готова была отменить для него занятия в группе, так как плюсов в этих занятиях значительно больше,чем сложностей и минусов. Но, действительно, я видела,что ему сложно разделять роли и относится ко мне как к учителю ( а не маме) во время занятий. Для меня это тоже не всегда просто. И то, что он это понял, запомнил и смог обсудить в нашем разговоре меня приятно поразило.

«Вот это да!» - удивилась я про себя. – «Как хорошо он уже может анализировать ситуацию, свои собственные сложности, принимать решения, аргументированно отстаивать свою точку зрения и собственные интересы!»

- Я понимаю,что тебе трудно, - признала я, - Но эта группа полезна для тебя,чтобы научиться общаться и дружить с другими детьми. Она важнее клуба. К тому же, клуб спортивный, а у тебя уже есть другие спортивные занятия в течение недели. А социальная группа всего одна, поэтому её мы оставим в расписании, а клуб уберём. Давай я напишу для тебя список правил поведения в группе,чтобы тебе легче было понимать: как ты должен вести себя по отношению ко мне во время занятий.

На том и порешили. Алмаз спокойно принял новые занятия по плаванию и добился отмены занятий в клубе. Я написала для него список правил поведения во время наших занятий в социальной группе. Ему удалось позаботиться о своих интересах и спокойно принять перемены.

***

Когда происходят такие ситуации, я понимаю,что всё не зря: не зря мы с мужем в нашей семье давали ребёнку возможность выбора в разных ситуациях; не зря обсуждали с ним всё,что касается его жизни,договаривались и искали компромисс; не зря помогали ему учиться думать и выражать свои мысли; не зря учили понимать и проживать эмоции, не зря учили планировать занятия на неделю, понимать время и принимать активное участие в своей собственной жизни.

Всё это помогло Алмазу раскрыть свой потенциал и измениться. Это уже совсем не тот ребёнок,который закатывал по 10 истерик в день и приходил в ужас от любых изменений в расписании. Теперь это мальчик, который знает,чего хочет, может объяснить своё мнение, отстаивает свою точку зрения и свои границы, старается вместе найти лучшее решение в каждой жизненной ситуации.

Я думаю,что нам – родителям – очень важно отмечать такие моменты и праздновать. Наш труд приносит результаты. Иногда это занимает годы. Нередко, мы сами не видим эти достижения, так как фокусируемся на проблемах, которые нужно решать ( а они есть всегда). Но такие победы нужно замечать. Это огромная радость, которой хочется делиться с другими родителями, чтобы помогать и вдохновлять друг-друга!