Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Аплаксин: последний епархиальный зодчий Петербурга

Оглавление

Изначально я хотел начать эту статью с долгого введения, наполненного архитектурными терминами - мне казалось, что это уместно в статье, посвящённой творческому пути архитектора. Но в ходе её подготовки я изменил своё мнение: я понял, что главная цель этой публикации - рассказать вам об очень многогранном и порядочном человеке, который был не только талантливым творцом, но ещё и очень интересной личностью!

Поэтому я решил сделать фокус в этой статье (и во введении в частности) именно на личности архитектора Андрея Аплаксина - о неорусском стиле в архитектуре я рассказывал вам уже много раз, а вот конкретно об Аплаксине на моём канале ещё ничего написано не было. Так давайте поговорим о нём - рассмотрим Андрея Петровича и как личность, и как зодчего, подарившего Петербургу столько прекрасных памятников архитектуры!

Биография

Андрей Петрович Аплаксин родился 22 июня 1879 года в Петербурге. Среднее образование он получил на гимназических курсах в 7-ой классической гимназии на Кирилловской улице в Песках. По воспоминаниям самого Аплаксина, мечта стать архитекторам появилась в его голове в 14 лет - и с тех пор он упорно стремился исполнить её!

В 1898 году Аплаксин поступил в Институт Гражданских инженеров, который он успешно окончил в 1904 году.

Во время учёбы в Институте Гражданских инженеров Аплаксин познакомился с Зинаидой Вадковской - племянницей митрополита Петербуржского и Ладожского Антония. В 1904 году пара обвенчалась, и в том же году у них родился сын Борис, а спустя три года - дочь Елена. Таким образом, в 1904 году Аплаксин вступил во взрослую жизнь по всем фронтам: окончил институт и стал архитектором, и одновременно с этим стал мужем и отцом!

Самое моё большое счастье в этой жизни - твоя мать <...> Если бы все могли иметь таких матерей - легко было бы и радостно жить на этом свете. Я женат пятнадцать лет. До женитьбы и после неё я знал и видел бесконечно многих женщин, но второй - подобной твоей матери (а не только равной) я не встретил
Андрей Аплаксин, отрывок из письма сыну, 1919 год
Портрет Аплаксина. Фото взято из интернета
Портрет Аплаксина. Фото взято из интернета

В 1906 году Аплаксин получил звание офицера запаса (подпоручик гвардии) в Павловском военном училище, и лишь после этого он приступил к творческой деятельности в качестве архитектора.

Важно отметить, что основополагающим событием в карьере Аплаксина стало назначение его на должность епархиального архитектора Санкт-Петербургской епархии взамен зодчего Николая Никонова, состоявшего на этой должности на протяжении тринадцати лет - с 1893 года. Другими словами, Аплаксин стал главным архитектором, отвечавшим за строительство и реставрацию церковных построек Петербурга. Для Аплаксина это было невероятно важно, и такое прямое назначение на большую должность позволило Аплаксину сразу же окунуться в архитектурный мир Петербурга!

Тем более, что данная должность давала ему карт-бланш, позволяя иметь гарантированные и регулярные заказы. Но работа на епархию имела и минусы: ограничение творческой свободы (религиозная архитектура всегда консервативна) и зачастую дефицит денежных средств (в сравнении с частными заказчиками). И если второй фактор от Аплаксина никак не зависел, то на первый он смог повлиять в значительной степени: вместо штамповки однотипных церквей "под старину", Андрей Петрович принялся проектировать храмы в новом стиле - неорусском.

Суть неорусского стиля заключается в отказе от слепого повторения традиционных мотивов в пользу создания новых образов, но с некоторой оглядкой на традицию. Можно сказать, что авторы, работавшие в неорусском стиле, пропускали старинные черты сквозь призму новой архитектуры - они строили храмы с главным принципом: не воссоздать старинное, а построить новое. Другими словами, архитекторы ставили себя на место своих предков, если бы те попали в наше время и имели возможность использовать все блага цивилизации, доступные на начало 20 века!

Портрет Аплаксина. Фото взято из интернета
Портрет Аплаксина. Фото взято из интернета

Но вернемся к биографии Андрея Петровича. Основной пик его творчества пришелся на период с 1906 по 1914 годы. В этот промежуток он создал все свои основные творения. А вот с 1914 года Аплаксин был вынужден оставить зодчество и вернуться к военному делу - в 1914 году Андрей Петрович был призван в армию, где стал военным инженером. На этом поприще он задержался надолго: мировая война сменилась гражданской, а изменения в стране, наступившие после Октябрьской революции, не позволили Аплаксину вернуться к строительству храмов - после 1917 года об этой сфере жизни можно было забыть.

Нельзя не отметить ещё одну важную сферу деятельности Аплаксина - реставрацию. Андрей Петрович не только создавал новые здания, он также очень щепетильно относился к уже существующим памятникам архитектуры - Аплаксин даже состоял в Обществе защиты и сохранения в России памятников архитектуры и старины!

Умер Андрей Аплаксин в 1931 году в Ленинграде, в возрасте 52 лет. Похоронили его на Смоленском православном кладбище.

И прежде чем начать свой рассказ о творческом пути Аплаксина, я хотел бы чуть подобнее рассказать вам об Андрее Петровиче с точки зрения его личности. Во время Гражданской войны, в 1919 году, будучи военным, Аплаксин написал так называемое "письмо к сыну": весточка, адресованная 15-летнему Борису Аплаксину в качестве жизненного наставления - на тот момент Аплаксин не знал, вернётся ли он домой к семье. Это письмо - одна из лучших возможностей понять характер Андрея Аплаксина, осознать его мировоззрение. Я приведу основные моменты из этого письма, и на этом закончу и без того изрядно затянувшуюся биографическую справку.

Если ты людям даёшь свою любовь, то от них получишь любовь. Без любви жить нельзя, чём её больше, тем радостнее и счастливее жизнь на земле. В чём выражается любовь к людям - в постоянном творчестве добра. Тот, кто берёт основой своей жизни работу, полезную людям, тот делает добро им: строить дома, дороги - доброе дело, лечить больных - доброе дело, учить - доброе дело.
<...>
Жить - это значит от момента сознательной жизни до самой смерти - творить, делать доброе
Андрей Аплаксин, из письма сыну, 1919 год

Церковь св. Анны Кашинской при подворье Кашинского Сретенского монастыря - Подворье Введено-Оятского женского монастыря

Дата: 1907-1909
Адрес: Большой Сампсониевский проспект, д. 53к1

Свои первые шаги в качестве архитектора Андрей Аплаксин совершил на Большом Сампсониевском проспекте: здесь он возвёл сразу несколько самостоятельных построек, а также отреставрировал уже существующий памятник архитектуры. Но обо всём по порядку.

Первой работой Аплаксина стала церковь святой Анны Кашинской при подворье Кашинского Сретенского монастыря: для этих нужд был выделен скромный участок на Выборгской стороне, в окружении уже существующих гражданских построек с не особо выдающейся архитектурой. И в этих условиях Аплаксин сумел создать настоящий шедевр неорусского стиля!

-3

За основу Кашинского храма Андрей Петрович взял древнюю архитектуру псковско-новгородских земель: отсюда характерная шлемовидная форма луковичных главок, протяжённые белоснежные лопатки, аркатурный пояс на центральном барабане, а также обилие свободных пространств на фасаде (Аплаксин не боялся оставлять "пустые места" на стенах храмов, как это делали русские зодчие Новгорода и Пскова).

-4

Интересно и то, что Аплаксин ориентировал облик храма по вертикали: узкий главный фасад церкви ограничен высокой башней-колокольней, осмотреть которую можно лишь издалека - с главного входа башня совсем не просматривается.

-5

Фактически, у Аплаксина была возможность создать более традиционный храм на этом участке, но вместо этого он решил построить церковь с удивительной и непривычной конфигурацией: узкий главный фасад, словно зажатый между небольшой башенкой с маленьким куполом слева и огромной колокольней справа, и совсем не просматриваемая со стороны главного входа центральная башня, увидеть которую можно лишь сбоку.

Таким образом, Аплаксин создал совершенно нехарактерный для православной традиции храм: причём внешне в нём угадываются черты старинной русской архитектуры, но композиционно - это новое слово в русском церковном зодчестве. Вот именно это и можно назвать образцовым неорусским стилем: симбиозом старинных черт и новейшего композиционного строя!

-7

Комплекс построек при Сампсониевском соборе

Дата: 1908-1909
Адрес: Большой Сампсониевский проспект, д. 41А-Б

Примерно в это же время Аплаксин взялся за реставрацию старейшего храма Санкт-Петербурга - Сампсониевского собора. Этот собор был возведён ещё в 1740 году, однако многие даже не знают о его существовании - виной тому место, в котором он находится: редкого туриста заносит в окрестности станции метро "Выборгская". А в начале 20 века эта местность была ещё менее приятной визуально: помимо удалённости от центра города, на Выборгской стороне находилось множество заводов и фабрик.

Да и сам Сампсониевский собор к тому времени оброс "культурным слоем": как это часто бывало раньше, старинный храм неоднократно надстраивался новыми, более современными деталями, искажавшими исторический облик здания. По инициативе настоятеля храма отца Иоанна Острогорского было принято решение вернуть зданию исторический облик - эту задачу и поставили перед Андреем Аплаксиным.

Объект реставрации и одновременно с этим объект вдохновения - Сампсониевский собор, построенный ещё в 18 веке
Объект реставрации и одновременно с этим объект вдохновения - Сампсониевский собор, построенный ещё в 18 веке

Сразу скажу - справился он с ней отлично. Но помимо реставрации главного здания, Аплаксин также возвёл на территории храма новое здание - небольшую часовенку в стиле петровского барокко.

Реставрация также коснулась и главной доминанты Сампсониевского собора - 37,5-метровой колокольни, находящейся на красной линии Большого Сампсониевского проспекта.

-9

Любопытный факт - данная колокольня уникальна для архитектуры Петербурга петровской эпохи. Дело в том, что завершение башни совсем нехарактерно для петровского барокко - шатёр с окнами-слухами часто встречался в архитектуре центральной России, но в Северной столице такой детали вы более нигде не найдете.

Появлению этого необычного шатра мы обязаны ярославскому купцу Ивану Лапшину, руководившему строительством Сампсониевского собора. Он пожелал наделить хоть какую-то часть ансамбля родной его сердцу архитектурой - так и появился в Петербурге этот "ярославский шатёр"!

-10

Помимо Сампсониевского собора, в послужном списке Аплаксина реставрация Казанского собора на Невском проспекте и Пантелеймоновской церкви на улице Пестеля - но о них мы говорить отдельно уже не будем (думаю, хватит одного примера активной реставрационной деятельности Андрея Петровича).

Подворье Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря - Церковь св. Петра Митрополита Московского

Дата: 1911
Адрес: Роменская ул., 10-12, Днепропетровская ул., 17-19

Апогеем творчества Андрея Аплаксина стал храм Святителя Петра Московского, расположенный на перекрёстке Днепропетровской и Роменской улиц. Данная церковь стала итогом творческих исканий Аплаксина: он смог придать ей незабываемый и неповторимый облик, достигнуть которого он сумел всё тем же смешением традиции и абсолютно новых тенденций в архитектуре!

-11

Моя любимая черта в храме святителя Петра - её разноформенные ломанные щипцы, изгибающиеся в совершенно непонятных формах, разрушающих всякую симметрию храма. Всего щипца два, но они совсем не похожи друг на друга - левый щипец вытянутый и высокий, правый - более широкий и плавный. Такая игра форм кажется недопустимой для строгой православной традиции - однако Аплаксин нарушает традицию во имя создания произведения искусства, и делает он это очень элегантно!

-12

При этом оба щипца украшены прекрасной росписью: в данном случае Аплаксин решил разнообразить фасад, разбавить его яркими красками. Причём долгое время росписей на щипцах не было - они были утрачены в советское время и восстановлены лишь к 2022 году!

-13

Отдельного внимания заслуживает центральный купол храма, выполненный в виде шатра. Как ни странно, но эта классическая деталь вносит серьёзный диссонанс в облик храма, и по ней можно легко определить, что перед нами - современная архитектура, а не древний храм.

Дело в том, что общий облик церкви Петра Московского вдохновлён всё той же новгородско-псковской архитектурной школой, для которой шатры были совершенно нехарактерны - это черта более позднего зодчества, относящегося больше к центральной России (к Москве и Ярославлю).

-14

Таким образом, Аплаксин как бы смешивает черты разных архитектурных школ: здание храма как бы обрастает разными деталями - казалось бы, белые стены без особого декора и крупная апсида с узкими окошками-"бойницами", и тут же из этого объёма вырастает шатёр! Такая игра форм не даёт соскучиться искушённому зрителю: храм на Роменской улице хочется внимательно рассматривать, изучая его черты и разбирая их "по полочкам"!

-15

А ведь долгое время этот шедевр русской архитектуры стоял в обезображенном виде: без куполов, с выкрашенными в едкий желтый цвет стенами, лишённый узоров и фресок. Даже не верится, что у кого-то поднялась рука изуродовать такую красоту!

Благо, в наши дни храм был полностью восстановлен, и к нему вернулась былая роскошь. Так что и сейчас приезжающие по железной дороге со стороны Москвы туристы наблюдают храм Петра Митрополита Московского, служащий этаким обозначением въезда в Санкт-Петербург!

-16

Доходный дом Введенской церкви

Дата: 1912-1913
Адрес: Введенская улица, д. 9

Редкий пример жилого здания в послужном списке Аплаксина - доходный дом на Введенской улице. Однако и тут прослеживается определённая связь здания с религией: доходный дом возводился на средства церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая располагалась в районе нынешнего Пушкарского сада (старинный храм, являвшийся памятником архитектуры классицизма, был уничтожен в советское время).

-17

Кого-то может удивить сам факт "доходного дома при церкви", однако это звучит непривычно лишь в наше время, тогда как до революции подобная практика была повсеместной - церковь вкладывала имеющиеся средства в строительство доходного дома близ неё: часть квартира сдавалась в наём, а средства с них шли на существование и развитие храма, другие же предназначались для служителей церкви, а также малоимущих и нуждающихся граждан.

-18

Но давайте поговорим об архитектуре доходного дома. Здание было спроектировано Аплаксиным в классическом стиле - это соответствовало архитектуре Введенской церкви, создавая, можно сказать, единый ансамбль на Введенской улице.

Но, понятное дело, классицизм здесь был модернизированным: по большей мере, классическими были лишь фасады, тогда как внутреннее убранство и общая композиция здания были современными.

-19

Интересно оформлена входная группа: два парадных входа, обрамлённые декоративным портиком в виде двух крупных колонн и аттика, разделены между собой полуциркулярным окном, которое нарушает стилистический строй здания и вносит разнообразие в его облик. При этом над окном нависает крупный эркер - единственный выступ на фасаде, которым Аплаксин обозначил центр симметрии доходного дома.

-20

Не обошлось и без декоративных украшений: так, боковые части здания украшены горельефами в классическом стиле, а также маскаронами и рядами балясин.

-21

С помощью этих украшений Аплаксин членил здание по горизонтали. По вертикали же эту функцию выполняют пилястры ионического ордера. При этом хочу отметить, что подобное внимание Андрей Петрович уделил лишь боковым частям здания, тогда как центральный фасад остался без украшений - почти что голым! Это напоминает подход Аплаксина к оформлению фасадов храмов, где архитектор тоже оставлял стены пустыми - такая вот небольшая деталь архитектурного почерка Аплаксина!

-22

Утраченные постройки

К сожалению, большая часть построек Андрея Аплаксина либо была полностью утрачена, либо дошла до наших дней с кардинальными изменениями. Было бы неправильно рассказать вам лишь о сохранившемся наследии архитектора, позабыв об утраченных постройках. Об этом и поговорим далее.

Церковь Божьей Матери Казанской Вышневолоцкого Казанского женского монастыря

Дата: 1910-1912, перестроен в 1920-х
Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, д. 69, улица Подрезова, д. 14

Незадолго до начала строительства храма на Роменской улице, Аплаксин создал прекрасную церковь на Петроградской стороне - на перекрёстке Малого проспекта и улицы Подрезова. Эта церковь во многом похожа на последующие работы Аплаксина: в ней отчётливо видны отсылки на псковское зодчество с его голыми стенами, измельченными деталями (маленькими щелевидными окошками, прорезающими массивные объёмы белых стен), крупными и высокими главными фасадами и маленькими скромными куполами луковичной формы.

Но при этом есть здесь и элементы, характерные именно для работ Аплаксина - в первую очередь, это ломанные щипцы с большим разнообразием форм, внутри которых Аплаксин любил помещать яркие росписи, резко контрастирующие со спокойными и монотонными белыми стенами храма.

-23

Другими словами, храм на Малом проспекте Петроградской стороны - образцовая работа Аплаксина, в которой выражены все излюбленные черты архитектора.

Увы, в 1923 году храм был закрыт, а в 1929 здание храма было перестроено до неузнаваемости. Сказать, что здание было испорчено - не сказать ничего. Бывшая церковь была превращена в скучную и безыдейную жилую коробку без каких либо отличительных черт. В некоторых источниках это здание называют конструктивистским, но никакого конструктивизма я в нём не вижу - с таким же успехом типовые хрущёвки тоже можно называть авангардом.

-24

Однако в этом здании сохранились редкие "артефакты" из прошлого, по которым в нём угадывается его прежнее предназначение. Так, въездная арка во двор была оставлена в прежних формах, ровно как и ниша над ней, в которой когда-то помещалась икона.

-25

Более того, сохранился и ряд щелевидных окошек над аркой - не знаю, почему их не стали перестраивать, но фактически эта часть здания является оригинальной (декор с неё содрали, но композиционный строй остался прежним).

-26

Ну и в самом дворе угадываются некоторые черты, сохранившиеся от церкви: так, во внутренний двор выходит полукруглый объём, удивительно напоминающий по своим формам апсиду храма.

-27

Но в остальном от работы Аплаксина остались лишь стены (да и те надстроили, переделав расположение окон). Увы, но восстановить на этом месте храм вряд ли получится - проще снести и построить заново, чем пытаться разобрать этот "франкенштейн" по частям, раскрыв изначальный облик храма.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волковском православном кладбище

Дата: 1910-1913
Адрес: Расстанный проезд, 7А, Расстанная улица, д. 30Б

Но если на Петроградской стороне сохранилось хоть что-то, то на Волковском православном кладбище от церкви Аплаксина не осталось и следа! А очень жаль, потому что эта работа Андрея Петровича была особенно оригинальной: в ней он максимально развил свой излюбленный приём с щипцами, доведя их до гротеска (в нижней части здания). Такими же нарочито вытянутыми он сделал и купола храма - в этой постройке Аплаксина модерн ощущается сильнее, чем традиционная архитектура!

-28

Этот храм стал пятым на Волковском православном кладбище. При этом в наши дни на территории некрополя сохранилась лишь две церкви и ещё один храм, капитально перестроенный под заводской цех. А вот постройка Аплаксина утрачена полностью - её тоже снесли в 1929 году (ещё при жизни архитектора), а на её месте построили безликие цеха всё того же завода "Монументскульптура".

Церковь Казанской Божьей Матери - Подворье Пекинской православной миссии

Дата: 1911-1913
Адрес: Воронежская улица, д. 110

Последний храм, построенный Аплаксиным в Петербурге, был при этом ещё и больше всего похож на свой исторический образец - здесь Андрей Петрович почти что воссоздал старинный храм в псковско-новгородской стилистике. Правда определённого прообраза для этого храма не было - это был скорее собирательный образ.

-29

То, что в итоге построили на месте данного храма, даже описывать не хочется - стыдно говорить о том, что это произведение искусства было снесено ради строительства этого. Подобные здания даже на окраинах города смотрятся не очень то уместно - слишком банальная и скучная архитектура - просто кирпичная коробка, которая больше подошла бы для какого-нибудь ПГТ, а не для Санкт-Петербурга. В этом здании размещается поликлиника, построенная прямиком на фундаменте бывшего храма.

-30

Но лучше вернёмся к творению Аплаксина. Церковь Казанской Божией Матери была прекрасна своей скромностью: это обычный пятиглавый храм с высоким основанием и скатной крышей. При этом необычная форма надвратной колокольни (со всё тем же изломанным щицпом) всё же выдаёт в облике храма модерн - но в данном случае Аплаксин сделал это очень скромно.

-31

Кстати, этот храм теоретически можно было бы воссоздать - места на данном участке достаточно, только пришлось бы всё же снести типовое здание, а самой поликлинике можно было бы построить что-то более интересное здесь же, рядом с храмом. Но пока что это остаётся лишь в рамках моих мечт, не более...

Заключение

На этом я заканчиваю свой рассказ об архитекторе Аплаксине. Надеюсь, что она была вам интересна - если это так, то подписывайтесь на мой канал: здесь каждый месяц выходят публикации, посвященные жизненному и творческому пути архитекторов России.

Также рекомендую вам мой телеграмм канал - там выходят анонсы статей на дзене, а также периодически появляется уникальный контент.

Индустриальный турист