Так получилось, вернее, так сложилось, что Владимир Береснев – наиболее близок мне из всех прикамских авторов. Тому много причин. И та, что я в свое время притащил его в наше сообщества из другого – далеко не самая важная. Когда-то это, действительно, имело значение. Когда других причин не было. Притащил, значит, отвечаю, некоторым образом. Но это – дурацкая причина. Ложная. Володя Береснев изначально был более чем самостоятельным и ни в какой опеке, конечно, не нуждался.
Потом известный пермский режиссер-документалист Павел Печенкин предложил мне подумать, о ком из пермских бардов стоит снять документальный фильм. Я придумал сценарий про Береснева и по этому сценарию на киностудии «Новый курс» был снят фильм «Путешествия энтузиаста». Тут стоит знать, что сценаристы документального кино названия фильмов почти никогда не придумывают - это дело режиссера, так что никаких энтузиастов на моей совести нет, равно как и путешествий. Так что и фильм – не причина ощущать особенную близость именно с этим автором. Но вот после этого фильма Володя вдруг увлекся искусством, завел себе некоммерческую организацию, и наши профессиональные интересы стали пересекаться чаще и чаще. Это – причина более существенная. У НКОшников, если только это не заведомо убежденные инагенты, весьма специфический взгляд на мир, и весьма специфический способ мышления. Мы, долгие годы варясь в этой каше, исподволь научились друг друга понимать намного точнее и глубже. В том числе и в творчестве.
Это с одной стороны дает мне возможность писать о Бересневе много и интересно. Но есть и другая сторона – всегда хочется сказать так много, что привычные форматы начинают трещать. Сегодняшний мой текст в Дзен и разговор на Бард-Радио – это большой компромисс между мной же установленными размерами текста, и моим же желанием эти форматы послать лесом.
Начнем, пожалуй. Встречайте последнего героя цикла статей об участниках акции «Авторская песня года. Пермь 2020» Владимира Береснева.
Я говорил не раз о том, что авторское личностное ощущение времени для меня – едва не главная составляющая этой замечательной акции. И изменения наших авторов, их творческий рост и качество творческого поиска чаще всего именно с этим ощущением времени и связано. А вот у Береснева не так. Ну, или не совсем так. Володя, помимо прочего, еще ведь и старший преподаватель на философско-социологическом факультете. И его переходы с этапа на этап в творчестве имеют еще и научную основу. Он, как ученый всегда знает, когда тема работы исчерпана, когда в этой теме нужно ставить точку. Это не значит, что он не вернется к теме никогда, это значит, что если он возвращается к теме, значит, появились новые данные или новые подходы и методики.
Впрочем, вступление сильно затянулось и уже давно пора поиграть первую песню. Как раз связанную с озвученной только что мыслью.
Так вот, темы фэнтэзийные, с которыми он как раз и пришел в свое время в нашу песню, закончились еще тогда. И в литературном, и в игровом, и даже в пародийном контексте. Но сама эстетика фэнтэзи не ушла насовсем. Только теперь в ней появилось глубочайшее осмысление простой человеческой судьбы. Ну, философ же – как иначе? Я сейчас покажу вам песню, герой которой в пермском сообществе известен широко. И история его известна широко. При этом этот человек реально персонаж фэнтэзи. Это – не преувеличение, ему довелось в свое время стать героем нескольких фэнтэзийных романов. И даже под своим собственным именем. Вернее, под реальной кличкой. А теперь вот он действительно работает охранником в Ленте. И обратите внимание, насколько жестче и многомернее стали образы в которых его сегодня видит и осмысливает Береснев. Как вместо шуток и простых, хотя и справедливых наблюдений и мыслей, в песне возникает картина, которую слушателю или зрителю придется переводить в простую логику самостоятельно.
Интересно, кстати, что сегодняшний Береснев работает с текстами и музыкой совсем иначе, чем тогда, когда мы только познакомились. Его вторая работа, а он еще и один из известнейших организаторов выставок современного искусства в нашей художественной галерее и лауреат всех премий, какие только есть в этой нише – так вот, его вторая работа неминуемо привнесла в его песни изрядную долю живописности. Теперь любая его песня - это картина со своим собственным, по-живописному не очевидным сюжетом. Когда он эту технику освоил, у его песен появилось странное качество – их хочется переслушивать, и хочется говорить о них. А, начиная говорить, каждый раз понимаешь, что и говоришь каждый раз про разное и по-разному. И, что особо заводит, любая попытка рассказать, о чем спел Береснев превращается в достаточно длинную и насыщенную событиями повесть.
Это, кстати, его нынешнее качество, которое нас с ним еще больше сближает. Я же веду сценарные мастер-классы, учу народ, основываясь на принципах анализа драматургии создавать собственные сюжеты. И именно драматургия стиха меня больше всего и захватывает в нашей песне. Ну а драматургия стиха Береснева еще и завораживает и гипнотизирует. Любую его нынешнюю песню можно смело брать за основу и писать отличную пьесу. И если понимаешь, как это делается, пьеса непременно выйдет увлекательной.
Ну и пора о нынешней Песне года. Когда я записывал видеоверсию обзора этой акции, я уже сказал, то именно песня Владимира Береснева для меня лично стала той самой главной Песней года. Но этой песней я хочу закончить и сегодняшний текст, и весь цикл этих статей в целом. Поэтому сначала песня чуть более легковесная. Хотя, конечно, легковесные песни у Береснева закончились уже давненько. Даже если песня пропитана юмором и содержит так любимую Володей хулиганщину, это все равно при желании распаковывается в философский трактат - очень уж живыми и символичными при этом у него получаются герои.
Ну, а теперь о Песне года по моей личной версии. Тут, правда, еще стечение обстоятельств определенную роль сыграло. Дело в том, что студвесна в университете в минувшем году сдвинулась на февраль с декабря из-за ковида. И, когда мы записывали песни наших героев, я как раз с головой был погружен в работу с авторами факультетских весен. Может быть, именно поэтому, когда я услышал следующую Володину песню, я остро пожалел, что я не студент, и не мне ставить ближайшую весну. Я отчетливо увидел в этой песне сценарий одной из лучших студвесен, из всех какие можно поставить. А в то же время с горечью неимоверной понял, что нет в этом году режиссеров, которым можно было бы предложить хотя бы поразмышлять на эту тему. Очень жаль. Это ведь такое песенной полотно, которое в считанные минуты рассказывает в деталях реальную историю почти любого из нас. Во всяком случае собственную жизнь я там увидел отчетливо.