Найти тему

Первой открыла для широкой публики поэзию Мандельштама: как Пугачёва переписывала стихи великих, превращая их в песни.

Обложка третьего студийного альбома А. Пугачевой. 1980 год. Фото из открытых источников. Яндекс
Обложка третьего студийного альбома А. Пугачевой. 1980 год. Фото из открытых источников. Яндекс

Последнее прижизненное издание книги стихов Осипа Мандельштама вышло в 1928 году. И хотя в 1956-м репрессированный поэт был реабилитирован, его творчество продолжало оставаться опальным еще очень долго.

В 1973 году, лет за пять до того, как Алла Пугачева замыслила написать музыку на стихотворение "Я вернулся в мой город..." , был, наконец, издан первый посмертный сборник поэта "Стихотворения". В книгу вошли, в основном, ранние лирические произведения, там нет философской поэзии, стихов, отражающих сложные личные переживания... Издание вышло далеко не баснословным тиражом, явно подразумевалось, что оно не адресуется широкой публике. А кому? Как тогда говорили, творческой интеллигенции, литераторам, журналистам - довольно узкому кругу читателей.

Стихотворение написано в 1930 году.
Стихотворение написано в 1930 году.

Понимаю Аллу Борисовну и мотивы, по которым она обратилась к Мандельштаму: профессиональным чутьем Пугачева безошибочно уловила музыкальность его стихов. О том, что поэт слышит "какую-то божественную музыку", говорила Анна Ахматова; "певцом своих стихов" называл Мандельштама Максимилиан Волошин.
К тому же Пугачева нуждалась в хорошей поэтической основе, ведь она готовила альбом, целиком состоящий из песен на музыку её, как композитора. Прежде всего она мыслила, как художник, искала материал для хорошей песни, но, думаю, что и поделиться со зрителем, слушателем стихами выдающегося, возможно, крупнейшего поэта Серебряного века ей хотелось не меньше.

Всего, если не ошибаюсь, она спела три песни на стихи Мандельштама - "Музыкант", "Ленинград", "Я больше не ревную". Первые две как раз вошли в её третий студийный альбом "Поднимись над суетой" 1980 года.

1981 год. Фото из открытых источников. Яндекс
1981 год. Фото из открытых источников. Яндекс

"Ленинград" Пугачева спела мощно, выразительно и вместе с тем как-то пронзительно-щемяще, с болью.. Альбом писался в её лучшие годы, как певицы, голос звучит бесподобно. И все же...

И все же, нежно относясь к Пугачевой ( и отношение это не изменить уже ничем), к этой песни испытываю смешанные чувства.

Вопросов много. Первый - посвящение песни памяти Лидии Клемент. Ничего не имею против неё - хорошая певица с трагической судьбой. Почтить память можно было иным способом, сочинить текст, музыку. А так сложилось впечатление, что имя безвременно ушедшей артистки просто подвернулось, пришлось к случаю. А смысл, который вложил Мандельштам в стихи, испарился...

Вместо Петербурга появляется Ленинград. Не ложился на музыку, объясняла Пугачева. Ладно. Но разве нельзя было спеть песню от мужского лица, спеть текст, написанный Мандельштамом. Понятно, что тогда - не сегодня, стихи Мандельштама только-только дозированно "выдали" читателю, и это стихотворение как раз и не было опубликовано. Понятно, что Пугачева взялась за "труднопроходимые" через цензуру стихи Мандельштама. Это вам не безобидное лирическое "Сусальным золотом горят..."

Все это понятно. И все-таки лихо обошлась Алла Борисовна с Мандельштамом. Пыталась ли деликатнее - неизвестно. А может, пропустили бы - с текстом автора, без купюр...

Впрочем, и в таком виде песню она пела исключительно на концертах. Нет ни одной телевизионной записи. Осталась отличного качества запись на виниле и здесь тоже косяк. Не пугачевский - она исправила. Записей было несколько, во время одной она ошиблась, спела "ночных фонарей" вместо "речных". Перезаписали. А редакторы запустили в тираж запись с ошибкой.

Ленинград, 1981 год. Фото из открытых источников. Яндекс
Ленинград, 1981 год. Фото из открытых источников. Яндекс

Известна история о том, как звонил Пугачевой брат Осипа Мандельштама Евгений Эмильевич. Ругал её и требовал не издеваться над стихами. Пугачева неожиданно для себя выдала:" А зато вас брат не любил!" С одной стороны, смешно, а, с другой, она была не так уж не права. Осип Мандельштам прослыл непростым человеком, часто неприятным в общении, ядовитым и саркастичным, психика его порой балансировала на грани явного нездоровья. Он был острословом, но острословом недобрым. Как окружающим было трудно его любить, так и его самого трудно было заподозрить в большом человеколюбии.

Помешать Пугачевой Евгений Мандельштам уже не мог. Пугачева была сильнее. Песня прошла цензуру, и певица неизменно исполняла её во всех ленинградских сольниках с большим успехом.

Пугачева не раз вторгалась в авторское пространство великих. Я о 90-м Сонете Шекспира. Тоже подредактировала Вильяма нашего Шекспира:) Ругала её критика в прессе. А песня опять же шикарная получилась - такой драматизм выдала тогда молодая Пугачева, до сих пор в ушах звучит её голос..

И еще одна переделка. Центральная песня одноименного фильма "Женщина, которая поет". Автор потрясающего по своей глубине и силе любви стихотворения "Женщине, которую люблю" Народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев, говорят, легко согласился на просьбу Пугачевой разрешить ей изменить текст. Потому, возможно, что сам стихов на русском языке не писал: вся его поэзия - переводная. Песня опять же получилась мощная, спета с невероятным эмоциональным накалом, при этом сложная в исполнении - Пугачева блестяще справилась. Но по смыслу песня оказалась далека от первоисточника.

Кулиевские стихи-мольба о любимой женщине потрясающие, почитайте их, если не доводилось прежде.

В фильме "Женщина, которая поет", 1978 год. Фото из открытых источников. Яндекс
В фильме "Женщина, которая поет", 1978 год. Фото из открытых источников. Яндекс

Переслушала сейчас все эти песни. Сорок лет записям, а ничего не меняется, так же душу вынимает голос её волшебный.

Пугачева настолько талантливо делала свое дело, что подумалось: наверно иногда не так важно, ЧТО она пела, важно КАК.

И "Ленинград", который у Мандельштама Петербург, и про еврейского музыканта Александра Герцевича ( здесь она, кажется, ничего не переписала), и 90 Сонет Шекспира, и "Женщина, которая поет" - они стали такими же легендарными, как главные её хиты, как и сама она - блистательная легенда эпохи.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.

Благодарю Вас за внимание к каналу "Ты - женщина и этим ты права" и приглашаю на другой, посвященный кино:

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5d055e7ec8a6920d90257dee