Найти тему
Автомобильная Россия

Невероятный путь от экспериментальной электро "полуторки" 1933 года, до серийной GAZelle e-NN в 2021-ом

Попытки создать электромобиль в СССР осуществлялись с завидной регулярностью. Причем началось всё еще в 30-ых годах прошлого века, когда в стране началась бурная индустриализация. На Горьковском автозаводе начали осваивать "полуторку", копию ФОРД-АА, а в Москве делали её электрическую версию.

В московском энергетическом институте в 1930 году открывается Лаборатория электрической тяги (ЛЭТ). Именно здесь рождается первый проект советского электромобиля. Базой для экспериментов стал тот же Форд-АА. Грузовичок получил 40 аккумуляторов вместо силового агрегата под капотом и сразу два электромотора.

Планировалось, что грузовики ЛЭТ будут эксплуатировать в крупных городах. В частности для перевозки мусорных контейнеров. Но широкого развития тема не получила, хотя уже в 1933 году опытный образец проходил испытания.

Электрогрузовик ЛЭТ на испытаниях
Электрогрузовик ЛЭТ на испытаниях

Через пару лет в Москве появился еще один проект электрогрузовика, причем довольно мощного. Инженеры завода "Динамо" взяли за основу 5-тонный грузовик ЯГ-4 и превратили его в электромобиль. Батареи массой 1.5 тонны питали 60-киловатный электромотор. Для подзарядки были предусмотрены токосъемники, как у тролейбуса. Общая масса этого экспериментального грузовика 1935 года составляла около 8 тонн.

Электрический ЯГ-4
Электрический ЯГ-4

После Великой Отечественной электромобилями вплотную занялись в НАМИ. Первые электрокары были готовы к 1948 году. Это были фургоны вагонной компоновки. Машины были максимально утилитарными и простыми. Благодаря универсальной конструкции, фургоны могли иметь разную длину. Электрофургоны НАМИ-750 и НАМИ-751 имели колесную базу 2 и 2.5 метра соответственно, а грузоподъемность 500 килограмм.

Конструкция электрофургона НАМИ
Конструкция электрофургона НАМИ

Что интересно, производство фургонов было поручено Львовскому автобусному заводу. Там было произведено 20 таких машин. Все они были переданы в Ленинград, где и служили на почте вплоть до 1958 года, пока не были списаны. Конструктивно машины были максимально простыми. Два электромотора, то есть на каждое заднее колесо по движку и блоки батарей по бокам. Пространственная алюминиевая рама обшивалась фанерой и красилась.

НАМИ-751
НАМИ-751

В 70-ые годы тема электрокаров заиграла новыми красками. Резкий рост цен на нефть заставил многих производителей задуматься о электрификации автомобилей. Над созданием городского фургона работали сразу несколько групп инженеров. В частности, московские научно-исследовательские институты автомобильного транспорта НИИАТ и электромеханики ВНИИЭМ, к которым присоединился калининградский ВНИИЭТ. Итогом такой работы стали фургоны ЭТ-А923 и ЭМ-А923 работавшие на постоянном и переменном токе.

Фургоны А923
Фургоны А923

Но к середине 70-ых, начале 80-ых от идей создания электрокара, как отдельного вида автотранспорта, с собственным дизайном, конструкцией подвески, тормозов и рулевого управления отказались. Советские инженеры пришли к мысли, что нужно брать серийные модели и просто интегрировать туда батареи, электромотор и блок управления. Так появились электроУАЗики и электроРАФики.

УАЗ-3801 1983 года на электротяге
УАЗ-3801 1983 года на электротяге
РАФ-2207 1976 года на электротяге
РАФ-2207 1976 года на электротяге

Советский автопром, так и ограничился мелкосерийным выпуском экспериментальных моделей. Однако сегодня технологии шагнули далеко вперед. Еще в прошлом году появилась новость, что вскоре в России появится электрическая ГАЗель. Причем это будет не экспериментальная модель, а серийная.

Электрическая ГАЗель
Электрическая ГАЗель

Официально новую электрическую GAZelle e-NN представили еще осенью 2020 года. Автомобиль показали в трех версиях - микроавтобус, маршрутное такси и грузопассажирский цельнометаллический комби. Горьковский электрокар максимально унифицирован с моделями использующими традиционные двигатели.

Новое поколение GAZelle
Новое поколение GAZelle

Новая GAZelle e-NN получила электромотор мощностью ровно 100 киловатт или 136 лошадиных сил. Крутящий момент электромотора составляет солидные 310 Нм. Базовые батареи на 48 кВт/ч позволят без подзарядки проехать до 120 километров. Но в качестве опции, можно будет доустановить более мощные АКБ, что увеличит запас хода до 200 километров.

GAZelle NN
GAZelle NN

Максимальная скорость ограничена на отметке 100 км/ч. Не будем забывать, что это коммерческий транспорт, а не спорткар. Естественно встает логичный вопрос, как быстро можно зарядить такую машину? Разработчики уверяют, что если подключить автомобиль к специальной быстрой зарядке, то за 30 минут уровень заряда можно поднять до 80%.

Новая линейка GAZelle e-NN
Новая линейка GAZelle e-NN

Ну что мои дорогие читатели, как думаете, перспектива электроГАЗели в нашей стране есть? Пишите в комментариях свое мнение.


Авто
5,66 млн интересуются