.
.
.
В искусстве нет плохо и хорошо, искусство начинается с хорошо. Но в искусстве есть, хуже, лучше, но не всегда и этот критерий срабатывает. Можно ли сказать, что Цветаева лучше Ахматовой, которая в этот день родилась? Но что это значит? Мы же не говорим, что тигр лучше рыси...Тигр во многом лучше льва, он красивее, и самодостаточнее , к власти не стремится, в отличие от льва. Сокол прекраснее орла. Он , романтичнее, он небеснее... Но нельзя же сказать, что тигр лучше рыси? Так же и здесь. Цветаева масштабнее, больше Ахматовой., запредельнее, метафизичнее. Но по поэтике Ахматова не уступает Цветаевой, более того, у нее порой больше вкуса, формы, равновесия смыслов, меньше технологичности. Так же, как Кушнер и Бродский. Бродский мастшабнее. Но Кушнер по поэтике лучше , особенно сравнивая их ранних. Или, Ходасевич и Мандельштам. Ходасевич не хуже по поэтике, но не такой масштабный. Возвращаясь к Ахматовой, люблю ее и раннюю и позднюю, не меньше Пастернака. Безусловно, самый первый поэт среди женщин., плюс замечательная личность, яркая, с юмором, и как рассказывали мне люди ее близко знавшие, любящая выпить.
КАКИЕ ИМЕННО СТИХИ Я ЛЮБЛЮ У АННЫ АХМАТОВОЙ
.
.
.
Что я люблю их стихов у Анна Ахматовой? Много что. Все даже не перечислишь. Интереснее не этот вопрос, а с каких именно стихов вспоминается тот или иной поэт. Если говорить об Ахматовой, всегда начинаю вспоминать, ее с ее иволги. Почему? А потому что мало кто иволгу воспел из русских поэтов, кроме Заболоцкого. Воспевали соловья. Ласточек. Кукушек. А иволгу еще услышать нужно...И еще понять, что это иволга. И хотя, Ахматова не воспела иволгу, но так ее упомянула, что по сути ее воспела. Иволга поет перед дождем, прячась в зарослях. Но сама иволга солнечная по расцветке. В этом и состоит ее лирическое противоречие. Солнечная, а любит ненастье, как лесная Ахматова среди птиц. Я как то писал, что Ахматова напоминает по мелодике иволгу. Она флейтовая, с каким то лаконичным и интимным рисунком, особенно, если говорить о ее ранней поэтике. Хотя, и поздняя она сохранила эту черту. А Марина Цветаева, может быть, напоминает переливчатого сложными смыслами и рифмами, жаворонка.
Х Х Х
.
Я слышу иволги всегда печальный голос
И лета пышного приветствую ущерб,
А к колосу прижатый тесно колос
С змеиным свистом срезывает серп.
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
Теперь бы звон бубенчиков веселых,
Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд.
Не ласки жду я, не любовной лести
В предчувствии неотвратимой тьмы,
Но приходи взглянуть на рай, где вместе
Блаженны и невинны были мы.
Анна Ахматова , 1917 г