Найти в Дзене
Коммуникатор

Как правильно управлять персоналом с разным уровнем зрелости навыков?

Оглавление

Еще в 60-е годы прошлого столетия Пол Херси и Кен Браншар (выдающиеся исследователи поведения и управления персоналом) предложили МОДЕЛЬ СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА, которая говорит нам о том, что мы, как руководители должны искать не только разный подход к разным подчиненным, но и разные методы работы с одним и тем же человеком, работающим с разными задачами. Ведь один и тот же коллега может находиться на высшем или низшем уровне зрелости по отношению к поставленной задаче.

Пол Херси и Кен Бланшар
Пол Херси и Кен Бланшар

И вот вам пример... Вспомните, когда вы осваивали сложный навык (вождение авто, горные лыжи, игра на музыкальном инструменте…)

  • Как вы воспринимали сложность этого занятия до первой попытки? - Спорим, что вы были в эйфории и предвкушении, вам хотелось быстрее начать.
  • Что вы ощущали, когда терпели неудачу, ничего не получалось? - Скорее всего, вы были расстроены и разочарованы, возможно, подумали, зачем вам это надо или даже винили кого-то или что-то в своей неудаче.
  • В какой момент вы начали получать удовольствие и желание развиваться дальше? - Видимо, когда у вас начало получаться, и вы поняли, что все не зря.

На уровне D1 (D - от слова development - развитие) или Новичок у коллеги высокая мотивация он жаждет вершить чудеса и ему все кажется простым и легким, однако, профессионализмом на этом уровне по отношению к поставленной задаче, он не блещет. На этом уровне он не понимает, что что-то не умеет, т.е. обладает неосознанной компетенцией.

На уровне D2 или Скептик наш коллега "с горящими глазами" обжегся, провалился, облажался, поэтому его мотивация упала, а профессионализма, как не было, так и нет. Он понял, что что-то не умеет, у него появилась осознанная некомпетентность. С ним случился критический инцидент, и именно на этом уровне он решит продолжать ему заниматься задачей или отказаться от нее. Именно на этом уровне как никогда нужен наставник или помощь лидера.

-2

На уровне D3 или Опытный наш коллега отлично справляется с задачей, потому что уже имеет опыт проб и ошибок. У него часто все получается, но иногда бывают провалы, поэтому мотивация скачет то вверх, то вниз. На этом уровне он хорошо понимает, что он умеет делать - обладает осознанной компетенцией

На уровне D4 или Профи наш коллег уже показывает высший класс по отношению к поставленной задаче. Он отлично справляется, мотивация и профессионализм находятся на вышей отметке. Он обладает неосознанной компетенцией.

Потребности на уровне зрелости "Новичок"

  • Признание энтузиазма
  • Четкие цели
  • Ясные сроки
  • Готовые «правильные» скрипты
  • Подробный инструктаж, как, что и когда делать
  • Стандарты выполнения работы
  • Информация, необходимая для выполнения задачи
  • Понимание приоритетов
  • Ограничения по полномочиям
  • Памятки и шпаргалки

Потребности на уровне зрелости "Скептик"

  • Право на собственное мнение
  • Возможность высказать сомнения, возражения и быть услышанным
  • Объяснения «Почему?»
  • Убедительные примеры
  • Аргументы и факты
  • Четкие цели и сроки
  • Похвала за прогресс
  • Право на ошибку
  • Информирование
  • Ободрение и поддержка
-3

Потребности на уровне зрелости "Опытный"

  • Поддержка и ободрение
  • Возможность выразить сомнения
  • Право на собственное мнение
  • Уверенность в себе
  • Потребность быть услышанным
  • Поощрение и похвала
  • Интересная задача
  • Возможность вносить идеи и предложения

Потребности на уровне зрелости "Профи"

  • Вызов своему профессионализму
  • Автономность работы
  • Самостоятельность
  • Возможность реализовать себя, как эксперта
  • Признание
  • Доверие
-4
-5

Инструктаж (или директивный стиль)

  • Говорит, что, когда и как надо сделать
  • Четко определяет задачи
  • Дает «правильный» алгоритм действий
  • Устанавливает приоритеты и сроки
  • Определяет критерии оценки
  • Осуществляет пошаговый контроль
  • Настаивает на предложенном варианте действий
  • Дает скрипты для заучивания

Коучинг (или наставнический стиль)

  • Ставит цель и сроки
  • Определяет приоритеты и критерии
  • Работает через коучинг-вопросы: «С чего бы ты начал?, Как ты этого добьешься? Какие риски видишь?...»
  • Много и активно слушает
  • Поддерживает и ободряет
  • Демонстрирует готовность дать право на ошибку
  • Принимает во внимание информацию и идеи наставляемого
  • Контролирует и корректирует выполнение задачи
  • Регулярно дает обратную связь

Поддержка (или поддерживающий стиль)

  • Ведет двухстороннюю коммуникацию
  • Слушает, поддерживает и ободряет
  • Рассказывает истории успешного обучения
  • Выясняет опасения и трудности подопечного
  • Предоставляет свободу и самостоятельность
  • Спрашивает мнение сотрудника
  • Предоставляет варианты действий на выбор
  • Дает объяснения
  • Консультирует и обучает «по запросу»
  • Предупреждает о трудностях и способах их преодоления
  • Хвалит

Делегирование (или делегирующий стиль)

  • Обрисовывает проблему и дает ключевую информацию (время, деньги, KPI…)
  • Требует готовое решение и план действий
  • Слушает предложенное решение «от и до»
  • Дает право действовать самостоятельно или переделать
  • Контролирует по реперным точкам (если договорятся) или сразу по результату
  • Ценит, поощряет, доверяет
  • Провоцирует на достижение еще более сложных задач и высокую продуктивность

Как вы понимаете, даже крутая "Мария Ивановна" со стажем в 50 лет в преподавании может спуститься с уровня "Профи" до уровня "Скептик", ели вы ей поставите задачу, например, сделать крутую интерактивную и анимированную презентацию для студентов.

Поэтому первое - правильно раздать задачи так, чтобы люди с ними справились, второе - выбрать нужный стиль лидерства к уровню развития навыка у конкретного специалиста по отношению к поставленной задаче.

Знали о модели ситлида? Пользуетесь ей?

А здесь можно посмотреть крутую модель социальных типов DISC для эффективной коммуникации.

#ситлид #карьера #управление людьми #управление бизнесом #команда #лидерство #менеджемент #шонина #наталья шонина #коннектикум