Выхода фильма “Зоя” я ждал с интересом и опасением. Тема подвига и гибели диверсантки Космодемьянской хорошая, сложная. Но она так и просится в недобрые руки, которые все испортят. Подобным образом и сложилось. “Зоя” заняла достойное место в ряду таких “шедевров”, как “Т-34”, “Несокрушимый”, “Брестская крепость” и “Уланская баллада”.
Другое название фильма - “Страсти по Зое”. И при просмотре иногда всплывали ассоциации со “Страстями Христовыми” Мэла Гибсона. Режиссер пытался посмаковать сцену пыток героини. Впрочем, вовремя одумался. Но я бы назвал картину не “Зоя”, а “Зае...”. Ну потому что реально зае... уже.
Нет, ну что же это я? Надо бы и похвалить для объективности. Вот у актрисы Анастасии Мишиной все же есть определенное портретное сходство с Зоей Космодемьянской, хотя и разница в возрасте почти десять лет. Правда, таланта у артистки я не разглядел. Но я честно не понял: то ли она фальшивила, то ли текст у нее был топорный. Еще из “плюсов” выделю то, что не стали вписывать в сюжет байку про то, что Вера Волошина (подруга Зои, также мученически погибшая в ходе той же операции, но в другой деревне) была прототипом “Девушки с веслом”. В некоторых документальных фильмах и статьях эта ложная информация проскакивает до сих пор. Все, добрые слова закончились.
Российское военно-историческое общество (оно и в титрах упоминается) объявляло конкурс сценариев для фильма о Космодемьянской. Но ни одного из трех победителей в итоге не привлекли к работе. Сценаристами значатся Андрей Назаров (у него было до этого три фильма - все на военную тематику) и более опытный Андрей Тумаркин, наклепавший уже сюжеты 60 кинофильмов и телесериалов разного качества - иногда вполне удачно (восьмой и девятый сезоны “Улиц разбитых фонарей”, “Ленинград 46” и “Русский характер”, выделяющийся рейтингом 1,8 по десятибалльной шкале).
Авторы придумали целомудренную любовную линию для Зои, но большого чувства к своей героине сами не испытали. Главной страстью сценаристов оказался товарищ Сталин - мудрый и сентиментальный. Он изрекает глубокомысленное обоснование для своего крайне спорного приказа, из-за которого и погибла Зоя. Диверсантам нужно было сжигать дома, в которых останавливались немцы. Выгнать врага на мороз, чтобы подорвать его боевой дух. Крестьянам, оказавшимися на оккупированных землях, этот приказ пришелся очень не по душе. Ведь сжигали их жилье. Гитлеровцы просто перебирались из спаленной хаты в другую, при необходимости вышвыривая на мороз хозяев. Пожалуйста - готовый драматический конфликт между воинским долгом и абсурдностью приказа, приносящего в жертву своих же. Но нет, “Зоя” прямолинейна, как ствол танка.
Сталин лично приходит проститься с уходящими на задание диверсантами. А потом печально молчит на могиле Зои. Похоже, вдохновение создатели черпали из советского кинолубка “Битва за Берлин”, где вождь прилетает в поверженную немецкую столицу сразу после победного штурма. А вот предсмертные слова Космодемьянской: “Сталин придет!” - вполне могут быть правдой. Они, действительно, фигурируют в свидетельских показаниях (хотя и могли быть специально добавлены следователями). Да и относилась Зоя к тому поколению, которое воспитывали в преклонении перед Иосифом Виссарионовичем. Вся биография Космодемьянской говорит, что она была идеологически подкованной девушкой.
А вот версия о предательстве Василия Клубкова крайне сомнительна. Я не сомневался, что авторы ухватятся именно за нее. Это ж так красиво, хотя и кондово, что героиню кто-то сдал. Я читал уголовное дело с показаниями Клубкова и жителей деревни Петрищево. Там много несостыковок. Вообще не вижу доказательств его вины, но отмечу, что в пору пересмотра приговоров в конце ХХ века Клубкова так и не реабилитировали.
Но многое можно было бы простить, если бы сняли талантливо. Мы же видим фанатичку, которая рвется умереть за свою родину. Ей даже посочувствовать толком не получается. Ты просто знаешь, что это та самая Зоя, а это те самые фашисты. И все одинаково безлики.
Читайте также: В новом "Бэтмене" вместо Крыма появился Кипр