Текст: Галина Мумрикова
Всего в 45 километрах от Питера в бывшей Куоккале (теперь Репино) на берегу Финского залива находится этот райский уголок, где все дышит спокойной стариной. Репин купил участок с маленьким домиком, который перестроил, в 1899 году и прожил здесь до самой смерти, завещав похоронить себя только здесь.
Многие посетители разочаровываются, когда узнают, что в 1944-м от искомого дома остались лишь фундамент и печки. Он сгорел. Слава Богу, что сохранились фотографии, и вскоре после войны архитектурная мастерская Ленпроекта начала восстановительные работы, которые продолжались до начала 60-х. К счастью, нашлась опись сохранившихся в усадьбе вещей, что значительно облегчило поиск мебели и других предметов интерьера. Например, ученица композитора Глазунова оказалась владелицей рояля фирмы Беккер, а почти такой же в свое время привез в усадьбу для Репина сам Глазунов. Знаменитый обеденный с вращающийся серединой стол хотя и сгорел, но остались чертежи и уж сделать почти такой для умельцев не составило труда. А по обломкам кафеля, найденным в ходе реставрационных работ, восстановили и внешний вид печи.
Известны и знаменитые «Среды» в Пенатах, когда к Репину наезжали гости, среди которых были писатели, поэты, художники, композиторы. Во время экскурсии почти всех знаменитостей можно увидеть или на репинских портретах или на фотографиях: Горький, Маяковский, Есенин, Бурлюк, Куприн, Короленко, Шаляпин, Лядов, Стасов, Глазунов…
Что касается экскурсий, то здесь не все так просто. Время ограничено. Комнаты, лестницы – особо не разбежишься, а потому запускают группами, усаживают на стульчики перед прихожей в зале и аудиогид рассказывает, что к чему, а «живой» экскурсовод, когда нужно, следует за голосом и указкой показывает на тот или иной предмет или картину. Проникаться, прямо скажем, нет никакой возможности. Тот же принцип: посмотрите направо, посмотрите налево. На мой взгляд, аудиогид с наушниками был бы предпочтительнее. Кому-то больше нравится рассматривать интерьер, кому-то фотографии и картины, лично я благоговейно попыталась разглядеть Беккер, но не дали мне полюбоваться роялем – пригласили дальше. В конце экскурсии показывают документальный фильм про Репина и с Репиным на экране, но и фильм не спасает экскурсию от ощущения молниеносного набега.
Ну, а что же можно придумать? Приезжать в «мертвый сезон», когда нет туристов и можно ходить, сколько хочешь? Вернуть «живого» экскурсовода? Наверное, все-таки оптимально каждому выдать индивидуальный аудиогид, а не устраивать групповое прослушивание. Все музеи Европы уже перешли на такую форму общения зрителей с музейными экспонатами. Конечно, здесь не просто музей, а дом-музей, в котором как-никак витает некий дух интимности, присутствия людей, которые смотрят на нас с живописных портретов и фотографий. В таком доме действительно хочется побыть одному…
А вот в парке вполне можно уединиться, хотя здесь сейчас что-то копают, перегораживают, переделывают, – в общем, реставрация продолжается. Продолжается и новая жизнь Репинских Пенатов…
#музеи#культура#изобразительное искусство#дом-музей Репинские пенаты#