Найти тему
Стив Май

Убьёт ли компьютер профессию учителя?

Снова подняли вопрос, а не заменит ли компьютер человека?

Отвечу: Заменит.

Теперь как и где, и вообще можно ли заменить учителя на машину.

В каждой сфере деятельности есть два уровня: рутинная работа и творческая. Границу нащупать не так-то легко, но она есть.

Так вот всех, кто выполняет рутинную работу, обязательно рано или поздно заменит компьютер. Он дешевле, быстрее и точнее.

Разветвлённая программа, нейросеть или простенький скрипт на VBA в экселе - не важна сложность программы, важно, что есть вещи, однозначно трактуемые, которые всегда можно свесить на компьютер. Сейчас ими занимаются люди. Люди, если честно, не такого уж далёкого ума, которым и можно-то поручить только такую - бездумную - работу.

Кажется, что в учительской деятельности нет такой работы. Однако если копнуть чуть глубже - есть. Я маленький пример приведу: чтобы научить ребёнка рисовать чертежи к геометрическим задачам, нужно выполнить ряд действий. Я о них писал когда-то. В 99% случаев эти действия поддаются простой алгоритмизации: это совершенно одинаковые провокации учителя, ответные действия ученика, проблемы, способы их устранения. Человек тут, в общем-то, не нужен, это может сделать и хорошая программа. Понятно, что программа нужна очень хорошая, учитывающая много ходов. Но не больше, чем в шахматах.

Остаётся 1% (на деле ещё меньше) нестандартных решений, не укладывающихся в программу. Этот % требует творческого подхода. Здесь и должен вступать учитель.

Понятно, что чем раньше уровень обучения, тем в меньшей степени задача учителя алгоритмизуется.

А теперь неприятное. По наблюдениям того же Рособрнадзора, учителей, не способных на что-то большее, чем повторять из года в год одни и те же задачи на доске, очень много (больше половины). Не хочется заканчивать так, но тут подходят слова из песенки:

И я не знаю, каков процент
Сумасшедших на данный час,
Но если верить глазам и ушам -
Больше в несколько раз.

Чат для обсуждения проблем в образовании