Как известно, легендарный роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" экранизировали несколько раз: первую комедию в двух частях снял в 1971 году Леонид Гайдай, несколькими годами позже вышла 4-серийная эпопея о Великом Комбинаторе Марка Захаров. Оба фильма ждал ошеломляющий успех, их любит и пересматривает не одно поколение в нашей стране до сих пор. В 2000-х была снята еще одна версия фильма, но она не получила такую популярность, как две первые.
И хотя фильмы снимались по одному и тому же роману, разница между ними была существенная - это не только разный актерский состав, но и тот факт, что гайдаевский вариант снимался на живой натуре - в Рыбинске, который прекрасно подошел на роль Старгорода,
Пятигорске и Ессентуках,
Дарьяльском ущелье и других местах нашей необъятной страны,
а Марк Захаров, как истинный театрал, снимал свою версию "Двенадцати стульев" исключительно в кинематографических павильонах и даже сцены на природе были сняты с помощью декораций.
Но это ничуть не повлияло на качество фильма, обе версии приключений парочки авантюристов, гоняющихся за мнимыми сокровищами, имеют массу поклонников, которые до сих спорят, какой же вариант лучше - с Арчилом Гомиашвили или Андреем Мироновым в роли Остапа Бендера,
и Сергеем Филипповым или Анатолием Папановым в роли Кисы Воробьянинова. Третий вариант "Двенадцати стульев" по понятным причинам мы не будем сравнивать с творениями гениальных режиссеров...
Побывав в Пятигорске, мы не могли пройти мимо знаменитых локаций, в которых снимались гайдаевский #"Двенадцать #стульев". Как выяснилось, книжную, а потом и киношную натуру в этом городе предопределил тот факт, что Ильф и Петров за год до выхода их легендарного романа побывали в этом курортном местечке Кавминвод, которое им очень понравилось. Поэтому они и решили перенести сюда действие некоторых эпизодов романа, посвященного погоне Бендера и Кисы Воробьянинова за сокровищами, спрятанными в 12 стульях.
В итоге события целой главы под названием «Вид на малахитовую лужу» были посвящены Пятигорску. Вспомните:
Только здесь, в Пятигорске, когда театр Колумба ставил третий раз перед изумленными горожанами свою «Женитьбу», компаньоны поняли всю трудность погони за сокровищами. Проникнуть в театр, как они предполагали, было невозможно. За кулисами ночевали Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд, марочная диета которых не позволяла им жить в гостинице. Так проходили дни, и друзья выбивались из сил, ночуя у места дуэли Лермонтова и прокармливаясь переноской багажа туристов середнячков. На шестой день Остапу удалось свести знакомство с монтером Мечниковым, заведующим гидропрессом.
Театр Колумба играл свои спектакли в знаменитой пятигорской #Лермонтовской #галерее,
на фоне которой произошла и встреча авантюристов с монтером Мечниковым.
В ней же игралась и сцена передачи одного из стульев.
Это уникальное сооружение из кружевного металла и цветного стекла, похожее на замок из детской сказки, открылось для посетителей в 1902 году,
в 1903 здесь прошли юбилейные торжества в честь 100-летия Кавказских Минеральных Вод и состоялся второй Всероссийский съезд курортных деятелей.
Она долгое время служила для проведения всевозможных выставок, а театральный зал галереи хранит память о богатой культурной жизни Пятигорска - здесь выступали многие известные певцы и музыканты, а также было сыграно немало спектаклей. Сейчас в этом здании находится Государственная филармония Кавминвод.
Лермонтовская галерея находится в не менее известном парке "Цветник",
где также гуляли герои романа "Двенадцать стульев":
За вход в «Цветник» с них взяли десять копеек. В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. В белой раковине симфонический оркестр исполнял «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и в разнос.
Конечно же, сегодня вход в #"Цветник" уже давно бесплатный, как и нарзан, который все отдыхающие на курорте, а также местные жители могут выпить в находящихся неподалеку галереях с этим живительным напитком.
Но во времена НЭПа все было по-другому, и Бендеру с Кисой пришлось изворачиваться, чтобы заработать хоть немного денег на жизнь и оплату очередного стула.
Остап строго посмотрел на Ипполита Матвеевича.
– Время, – сказал он, – которое мы имеем, – это деньги, которых мы не имеем. Киса, мы должны делать карьеру. Сто пятьдесят тысяч рублей и ноль ноль копеек лежат перед нами. Нужно только двадцать рублей, чтобы сокровище стало нашим. Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Я выбираю пана, хотя он и явный поляк. Остап задумчиво обошел кругом Ипполита Матвеевича.
– Снимите пиджак, предводитель, поживее, – сказал он неожиданно.
Остап принял из рук удивленного Ипполита Матвеевича пиджак, бросил его наземь и принялся топтать пыльными штиблетами.— Затем, — сказал Остап веско, — … Вы сейчас пойдете к «Цветнику», станете в тени и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние, упирая на то, что вы бывший член Государственной думы от кадетской фракции.
Правда в итоге по сюжету, снятому Гайдаем, бывший представитель дворянства Киса Воробьянинов просил милостыню немного в других местах - чуть выше "Цветника", на терренкуре у знаменитого орла - символа Кавказских Минеральных Вод,
и у грязелечебницы им. Семашко в Ессентуках,
которая и сегодня выглядит как настоящее творение итальянских мастеров,
хотя проектировал ее российский архитектор Е. Ф. Шреттер. По его замыслу, грязелечебница своей монументальностью и изысканностью должна была напоминать Древнеримские Термы.
Пятигорские приключения великого комбинатора Остапа Бендера тоже были сняты шутником Гайдаем не в тех местах, где они проходили по сценарию на самом деле.
Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым. Мимо санаториев и домов отдыха, обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу. Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне провала небольшую лужицу малахитовой зловонной жидкости.
Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов одиночек.
Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей. «Удивительное дело, – размышлял Остап, – как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение».
И Остап поступил так, как подсказывали ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация.
Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:
– Приобретайте билеты, граждане. Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам – пять копеек! Не членам профсоюза – тридцать копеек.
Однако в качестве знаменитого Провала, за вход в который Остап стал собирать деньги с почтенной публики,
в фильме Гайдая выступил находящийся неподалеку Грот Лермонтова, который был обустроен итальянцем Бернардацци в природной пещере, находящейся в скале на Машуке.
Лермонтовским его стали называть с 60-х годов XIX века, потому как считалось, что отсюда писатель любил наблюдать за "водяным обществом", отдыхающим в Пятигорске.
20 июля 1870 года отставной поручик Илья Васильевич Алексеев, помещик Козловского уезда Тамбовской губернии, установил здесь мемориальную доску со своими стихами "Гроту Лермонтова":
Под сению твоей он часто находил
Приют для сладкого мечтанья,
И ты один свидетель был
Его сердечного страданья...
И еще одна сцена снималась в Пятигорске, когда Остап и Киса глубокой ночью несут выкупленные у Мечникова 2 стула и случайно встречаются с пятигорским милиционером. Им приходится присесть на стулья у ближайшего дома, чтобы не привлекать внимание постового, по иронии судьбы дом оказался городской прокуратурой...
Это место находится недалеко от парка "Цветник", правда время не пощадило его и внешний вид лишь отдаленно напоминает киношный забор...
Жители Пятигорска очень любят роман Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" и даже запечатлели его героев в бронзе.
Остапа Бендера с билетами в руках сегодня можно увидеть у входа в легендарный Провал,
а Кису Воробьянинова - в парке "Цветник". Причем облик главных героев был взят именно из фильма Гайдая.
В Пятигорске есть еще один памятник Кисе Воробьянинову -
на улице Дзержинского возле пивного бара «12 стульев».
Прогулявшись по улочкам Пятигорска, мы с удовольствием посмотрели все места, связанные со съемками фильма "Двенадцать стульев".
А вы любите героев этого фильма? Наверняка не раз пересматривали его. Давайте определим, какому фильму отдают большее предпочтение зрители, ответьте, пожалуйста на вопрос:
Понравилась статья? Поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал "Надюшка -путешественница", на нем можно прочитать много интересных статей и посмотреть видео о моих путешествиях.
Читайте на моем канале о других красивых местах, где снимались знаменитые фильмы:
А также другие статьи о регионе Кавминводы:
и смотрите видеоролики: