В мини-цикле предыдущих статей о "шведском после" из знаменитого фильма я мельком упоминал, что именно такого вот шведского посольства в Россию в показанный на экране год (1571) не было. Политическая обстановка "на шведском фронте" в ту пору была напряженной до крайности из-за того, что союзного Иоанну Васильевичу короля Эрика свергли с трона (честно говоря, за дело - он элементарно сошел с ума), а новый король, Юхан, русскому государю решительно не понравился...
Но тем не менее все-таки шведская дипломатическая миссия в Россию в 1569-1571 отправлялась. Только вот суть ее была совершенно иной, нежели показанная в булгаковской пьесе и снятом по ее мотивам фильме. Никаких наглых требований "Кемской волости" - а совсем даже наоборот...
Шерше ля фам...
"Камнем преткновения" в отношениях Иоанна Грозного и Юхана Третьего явилась женщина - Екатерина Ягеллонка, сестра польского короля Сигизмунда Второго. Иоанн Васильевич хотел ее себе в жены - ну а она вышла замуж как раз за Юхана, в ту пору еще не шведского короля, а всего лишь герцога Финляндского.
И Грозный обиделся. Сильно. Действовавшее в 1567/68 годах в Швеции русское посольство Воронцова вообще получило приказ едва ли не любой ценой доставить Екатерину, в ту пору - уже замужнюю, русскому царю. Соответственно, на это обиделся уже Юхан - и русским дипломатам крепко досталось...
Но практически сразу после воцарения Юхан Третий отправляет в Россию посольство под началом выборгского епископа Павла Юстена - человека очень образованного и умного. Никаким боком, кстати, не военного.
Павел Юстен вез русскому государю грамоту, в которой предлагалось заключить русско-шведский мир почти на тех же условиях, что он был раньше - с королем Эриком. Прекратить боевые действия в Ливонии и Финляндии, разрешить свободную торговлю русским и шведским купцам. Никаких требований отдать шведам хоть "Кемску волост", хоть любые другие русские территории там не было. Было только требование признать города Колывань (Таллин, он же Ревель), Пернов, Пайду и Карискус шведскими.
Злоключения
Посольство Павла Юстена русские "перехватили" уже в Новгороде, не разрешив отправляться дальше. Наместник Новгорода князь Пронский заявил, что государю русскому невместно лично встречаться с посланниками короля шведского - швед худороден-де. По тогдашнему русскому праву так и считалось, кстати.
Фактически шведов в Новгороде поместили под арест. В принципе, для любого посольства русские в то время крайне ограничивали круг общения, это была общепринятая практика: никаких разговоров с местными, минимум почты на родину, и т.п. Но посольству Юстена Иоанн Грозный приказал еще и "не давать корму", т.е. снабжать продуктами по минимуму. К шведам приставили усиленный против обычного наряд стражи. Так они и просидели под замком - до 1570 года, до знаменитого опричного погрома Новгорода...
В 1570-м году в Новгород явился с опричным войском Грозный, учинив знаменитый погром с тысячами жертв. Там царь все-таки принял Юстена, но...
На приеме присутствовало большое, слишком большое количество вооруженных царских дворян - что сразу не понравилось послу (отметившему потом этот факт в своем отчете, который прекрасно сохранился). Посольство в полном составе... ограбили, отобрав все дорогие личные вещи и деньги - прямо на приеме, на глазах у царя и по его повелению. Какой-то слепец-юродивый еще нагнетал атмосферу, громко требуя шведов немедленно казнить.
Затем самого Юстена и некоторых других членов посольства привязали к лошади какого-то дворянина, заставив за нею бегать. Когда же послы вкрай умаялись, их отправили в какой-то кабак, где местная публика сняла с них все, что еще оставалось, вплоть до исподнего. После чего их выставили "на позорище". Руководил всем этим опричник князь Вяземский.
После всех новгородских мытарств посольство Юстена все-таки отправили в Москву. Но поселили за городской чертой, за Яузой, что опять-таки было унижением - послу считалось почетным жить как можно ближе к царскому дворцу.
Все предложения шведов русские отвергли, назвав "делами бездельными". Опять потребовали отдать Грозному жену Юхана Третьего - королеву, между прочим. За отказ пригрозили ссылкой в Муром - и вскорости сослали-таки...
В Муроме посольство Юстена пребывало с 24 сентября 1570 по 28 ноября 1571. Примечательно, что в этот период в городе была эпидемия чумы - несколько шведов заразилось и умерло.
Лишь в декабре царь согласился продолжить переговоры с Юстеном. От посла потребовали (имея предварительную информацию от шведского гонца-перебежчика Янса) отдать русским Колывань (Ревель), который так и не смогли взять штурмом, отдать также серебряные рудники (либо направить в Россию мастеров горного дела), и выплатить контрибуцию в размере 10 000 ефимков (тогдашняя серебряная монета). Также шведскому королю предлагалось лишиться права заключать самостоятельные договоры с Польшей и Данией и прислать Иоанну свой герб, чтобы царь включил его в собственный. Так поступали с гербами всех покоренных земель. Также Иоанн Грозный требовал права именоваться и "шведским" - что означало бы, все вместе, фактически признание Юханом своего вассалитета по отношению к русскому царю.
Согласились шведы только на контрибуцию и отправку в Россию своих мастеров...
Во время последней аудиенции бедолаги даже пали перед Грозным ниц - что опять-таки не обязаны были делать по действовавшим дипломатическим нормам. Кончилось тем, что послов отпустили, договорившись с ними о контрибуции в упомянутом размере, присылке в Россию горных мастеров, а также - военных специалистов: 200 шведских всадников, вооруженных по западному образцу.
Грозный царь хотел лично и беспристрастно убедиться, на что они способны. Возможно, у него была мысль о введении на Руси чего-то подобного - тяжелой конницы у русских на тот момент не было вообще.
В награду за удачно проведенную миссию Павел Юстен получил дворянство. Он даже дворянином не был во время своего посольства...
Источники:
1. Посольство Павла Юстена в контексте русско-шведских отношений в XVI веке, С. А. Дружкова. Курганский государственный университет.
2. Павел Юстин. Посольство в Московию. СпБ, "Блиц".