Советский фильм «Падение Берлина» врезался в мою память несколькими красноречивыми эпизодами. Первый — Ева Браун отчитывает Гитлера: «Мой фюрер, перестаньте грызть свои ногти!». Во втором «фюрер», взбешенный замедлением продвижения вермахта по территории Советского Союза, бросает приказ: «Тысячу самолетов на Москву!». И тут же в кадре множество «Юнкерсов-88» ревут моторами...
В советские времена описания налетов люфтваффе на столицу ограничивались штампами типа «…но фашистских стервятников, безнаказанно уничтожавших польскую Варшаву и английский Ковентри, ожидал непреодолимый заслон. Из сотен фашистских бомбардировщиков, днями и ночами рвавшихся к Москве, к столице прорвались единицы, да и те сбросили бомбы куда попало, не причинив городу какого-либо вреда»…
Так ли это было на самом деле? Насколько непреодолим был тот заслон? И какой урон в действительности нанесли асы люфтваффе столице СССР в октябре 1941-го?
КТО ПОШЕЛ НА МОСКВУ?
К 22 июня 1941 года для действий против СССР гитлеровская Германия приготовила 3604 самолета, в том числе: 1259 бомбардировщиков, 1025 одномоторных и 93 двухмоторных истребителя и около 300 «разведчиков». Кроме того, Германию поддержало несколько стран Европы, пославших в советское небо свои боевые машины. Их было много, и управляли ими опытные воздушные бойцы.
Больше всех постаралась румыны, которым поставили вполне современные бомбардировщики «Хейнкель 111» и истребители — «Мессершмитт 109-Е» и «Хейнкель 112». Для обслуживания немецкой техники и обучения летному делу около 1500 пилотов и специалистов румынских ВВС прошли подготовку в Германии. В их первой линии числилось более 500 боевых самолетов, включая польские, итальянские, французские, английские машины, а также самолеты собственного производства, вполне современные. Вот из них-то, числом около 300 машин, румыны и составили боевую группу генерала Челэряну, уже 22 июня отправившуюся искать славы в воздушном пространстве Киевского Особого и Одесского военных округов.
К войне с СССР готовились и финские ВВС, у которых было почти 600 самолетов немецкого, финского, голландского, американского, итальянского производства, и даже советские машины, захваченные во время советско-финской «зимней войны» 1939-1940 годов. Против Советского Союза финны могли выставить около 300 самолетов, пилотировать которые должны были в первую очередь летчики, имевшие опыт борьбы с советскими ВВС в «зимней войне». Но свои ВВС финны использовали в основном для обороны своей территории.
Венгрия, хоть и не питала дружественных чувств к «восточному соседу», а венгерские войска приняли участие в оккупации Германией Югославии, 22 июня 1941-го по отношению к СССР вроде как соблюдала нейтралитет. Ее ВВС, состоявшие из 536 самолетов, в отличие от ВВС румынских, границу СССР не пересекали.
Однако 26 июня 1941 года три неизвестных бомбардировщика нанесли удар по венгерской территории. Погиб 31 человек. На следующий день, не дожидаясь расследования, виновным в налете признали СССР. Венгерская авиация нанесла «ответный удар» по нынешнему Ивано-Франковску.
Наиболее вероятным считается, что 26-го июня удар по венграм нанесли румынские ВВС, выделившие для этой цели три бомбардировщика «Лось» польского производства. Но в июне 41-го правительство регента Хорти выделило около 100 самолетов — от истребителей и бомбардировщиков до дальних разведчиков — для действий не против Румынии, а против СССР.
Около 100 современных самолетов, истребителей, бомбардировщиков, транспортных машин и самолетов-разведчиков, причем, собственного производства, выделила Италия, пославшая на войну с СССР и свой экспедиционный корпус — примерно из 100 тысяч человек.
25 истребителей, 30 разведчиков и 9 связных самолетов на борьбу с СССР выставила Словакия. Первый боевой вылет против советских войск словаки совершили 5 июля 1941 года. За год они выполнили около 2000 самолето-вылетов, заявив о 216 победах. Их лучший ас Ян Режняк записал на свой счет 32 сбитых советских самолета…
Пилотов для 50-ти немецких самолетов поставила Хорватия. Они назывались «Хорватским воздушным легионом». В октябре 1941 года они начали боевые действия на Восточном фронте.
Отплатила СССР за участие в ее гражданской войне и Испания. Хотя она формально соблюдала нейтралитет, но на Восточный фронт Франко отправил «Голубую дивизию» в 47 тысяч солдат и офицеров, а в люфтваффе из испанских пилотов, имевших опыт боев с советскими летчиками, была сформирована истребительная «Голубая» эскадрилья, которая уже в октябре открыла счет сбитым советским самолетам.
Итого, немцам в их «Дранг нах остен» помогали около 900 самолетов стран, «дружественных фюреру». Конечно, подготовка их пилотов была слабее немецкой, но, как говорят, «когда нет бумаги, всякое лыко — в строку».
В 1941-м будущий лучший советский ас Александр Покрышкин встречал в воздухе и румын, и итальянцев. До декабря 1941 года шесть сбитых советских самолетов записал на свой счет командир испанской «голубой эскадрильи» майор Ларрасабаль, сбивший во время «гражданки» у себя на родине еще 16.
ВРАГ У ВОРОТ СТОЛИЦЫ
К началу войны в СССР насчитывалось более 17 тысяч военных самолетов, при этом, в Западной части страны имелось 7133 самолета, в том числе 4200 истребителей. ВВС Красного Флота насчитывали 1445 самолетов (763 истребителя). Помимо этого, западные округа могли поддерживаться силами дальнебомбардировочной авиации, состоящей из 1339 машин.
Как видно, «числом» советские ВВС превосходили ВВС реального противника в два с лишним раза. Но вот качеством... Почти 80% самолетов были устаревшей конструкции, а 1540 машин, построенных в 1939-1941 годах, имели много конструкторских недоработок и технологических недостатков, затруднявших их боевое применение.
Все немецкие «Ме-109» оборудовались радиостанциями — они воевали уже в Испании 1937 года. А в Московском военном округе и на 1 января 1940 года из 533 истребителей полноценными радиостанциями, работающими в цикле «прием-передача», были оборудованы только 43 самолета (командиров эскадрилий). Самолеты же их подчиненных имели, в лучшем случае, только приемники. Радиостанций катастрофически не хватало, да и те, которые были, по воспоминаниям наших пилотов, имели низкую надежность и плохое качество связи по сравнению с немецкими…
Киев — самый крупный город «в стратегической глубине страны», который бомбила немецкая авиация 22 июня 1941 года. Почему не Москва? Долететь не могли? Могли.
В люфтваффе были четырехмоторные разведчики-бомбардировщики «Фокке-Вульф 200» и «Кондор», которые тонну-другую бомб до Белокаменной донесли бы относительно легко. Для этого им, взлетев с аэродромов, скажем, восточной Польши или Пруссии, пришлось бы около 5-ти часов лететь до Москвы над советской территорией, над которой, между прочим, базировалось 102 истребительных авиаполка. И уж если бы удалось немцам, прикрываясь «Пактом о ненападении», долететь «туда», то после сброса бомб советское руководство уж точно поняло бы, что это не провокация, а война. «Кондорам» вернуться «оттуда» было бы затруднительно. Кроме того, бомбардировки Германией Англии, закончившиеся перед самым нападением на СССР, показали, что сломить волю государства одной бомбежкой столицы совсем не просто. Ограниченными силами войну не выиграть.
Вот потому-то только 8 июля Гитлер отдал приказ «разрушить массированными налетами Москву и сровнять ее с землей». Правда, разведывательные полеты немцев в границах Московской зоны ПВО начались с 1 июля. За неполный месяц (до 22 июля) немцы провели 89 таких полетов, из которых 9 прошли прямо над городом на большой высоте. Но, только захватив советские аэродромы в районах Орши, Смоленска, Витебска и Ельни, немцы приступили к подготовке реальной бомбардировки столицы.
Для первых бомбардировок Москвы выделялись бомбардировочные соединения, имевшие большой опыт налетов на европейские города, в том числе «именные»: «Генерал Вевер», «Легион Кондор», «Гриф». Всего — около 270 бомбардировщиков. Все экипажи, многими из которых командовали старшие офицеры, имели серьезный опыт длительных ночных полетов. Каждый «бомбер» мог нести до двух тонн бомб. Разгрузись они все над Москвой, мало что осталось бы от «Клары Цеткин» — так столицу СССР именовали в своих радиопереговорах фашистские летчики…
ПВО МОСКВЫ К БОЮ ГОТОВА!
Сталин понимал, что когда-нибудь немцы все-таки начнут бомбить Москву. Для обороны города с воздуха были привлечены значительные силы. Только истребительная авиация насчитывала более 600 самолетов, из которых более 300 оказались новейшими разработками. Пилотировали их опытные летчики, вплоть до летчиков-испытателей НИИ ВВС и конструкторских бюро. Зенитная артиллерия столицы насчитывала более 1000 пушек и 336 пулеметов. Для отыскания и освещения вражеских самолетов в ночном небе над Москвой были развернуты 618 прожекторных установок. На малых высотах немцев поджидали троса 303-х привязных аэростатов. Для раннего предупреждения о воздушном нападении, на удалении до 250 км от столицы было расположено около 580 «постов ВНОС» («воздушного наблюдения, оповещения и связи» — В. Н.), оборудованных проводными телефонами. Вместе с радиолокационными станциями РУС-1 и РУС-2 они создавали поле сплошного наблюдения в радиусе 120 км от центра Москвы. Застать столицу врасплох было невозможно…
ЛЮФТВАФФЕ НАД МОСКВОЙ
Первый налет немцы совершили ровно через месяц после начала войны, в ночь с 21 на 22 июля. Он длился почти 5 часов. Все самолеты-наводчики были оборудованы радионавигационной аппаратурой «Х-gerat», испытанной еще в «битве за Англию». Каждый такой самолет подлетал к цели, двигаясь по узкому радиолучу. Недалеко от цели наводчик последовательно получал три радиосигнала: первый — «общая готовность», второй — «повышенная готовность», третий — «окончательная готовность». После третьего сигнала бомбы сбрасывались автоматически.
Самолеты-наводчики несли только осветительные и зажигательные бомбы. Сбрасывая их, они освещали цель и давали возможность машинам, идущим следом, «бомбить осмысленно». Всего в первом налете приняло участие 220 бомбардировщиков. Советские истребители сделали 173 самолето-вылета и, совместно с зенитной артиллерией, сбили 22 «немца», в том числе — командира авиагруппы, полковника.
Всего за 9 июльских дней немцы совершили 9 ночных массированных налетов на Москву, но из 964 самолетов к городу удалось прорваться только 40 бомбардировщикам.
В августе немцы провели 16 налетов на столицу и 27 — на ее окрестности. Налеты становились все настойчивей, и советским пилотам был отдан приказ: если при преследовании врага закончились патроны, уничтожать его тараном. В ночь на 7 августа лейтенант Талалихин совершил первый в мире ночной таран. В августе в ночных налетах немцы совершили 1250 самолето-вылетов. 6 самолетов сбили летчики, 76 — зенитчики, 3 — аэростаты заграждения.
В сентябре немцы провели 11 налетов, совершили 1998 самолето-вылетов. К Москве прорвался 51 самолет.
В октябре количество налетов возросло до 31, причем 13 налетов провели днем. Особенно тяжелым был конец месяца. 28-го числа воздушная тревога объявлялась шесть раз. Всего 2018 самолето-вылетов, к городу прорвалось 72 самолета. Хотя истребители и зенитки сбили 278 самолетов, у жителей Москвы появился явный повод начать «исход» из столицы …
Пик воздушных налетов пришелся на ноябрь. Был произведен 41 налет, из которых самый мощный — 6 ноября в 15 часов, менее чем за сутки до знаменитого парада на Красной площади. Тогда Белокаменную на разных высотах атаковали 250 бомбардировщиков, но к городу не прорвался ни один, 34 были сбиты. 7 ноября погода была нелетная. Парад не отменили. Менее чем через сутки после налета 250 самолетов Сталин стоял на Мавзолее собственной персоной.
Налеты на Москву случались и в декабре, и в январе 1942 года, но за это время люфтваффе совершили только 315 самолето-вылетов. Пришло время решать более насущные задачи, в первую очередь — остановить развитие советского контрнаступления под Москвой…
АДОЛЬФ ГИТЛЕР ПРОТИВ ДЖОНА БУЛЯ
Директиву о проведении воздушной войны против Англии Гитлер отдал 1 августа 1940 года. Выделялось около 1600 бомбардировщиков и 1200 истребителей, которые базировались на северо-западе и северо-востоке Франции, а также в Норвегии.
На тот момент Англия располагала 620 истребителями. Что касается других средств ПВО, то их число было примерно таким же, как и у СССР под Москвой. Основное средство оповещения о воздушной атаке — сеть из 80-ти радиолокаторов, благодаря чему немцам никак не удавалось застать англичан врасплох.
Первые массированные налеты (на английские аэродромы) люфтваффе произвели 12 и 13 августа 1940 года, выполнив в каждый из этих дней по столько же самолето-вылетов, сколько на Москву за весь сентябрь 1941-го. Свои бомбардировщики немцы прикрывали истребителями, но все равно за два дня потеряли 75 самолетов. Англичане потеряли в два раза меньше. До 6 сентября 1940 г. немцы делали на Англию по 1000 самолето-вылетов в день, пытаясь разрушить главные аэродромы английских ВВС, но тщетно. Тогда немцы принялись бомбить города и промпредприятия. В ночь на 15 ноября они полностью разрушили город Ковентри.
Всего за 1940 год немцы сбросили на Англию 37 тысяч тонн бомб, а до мая 1941 года — еще 22 тысячи тонн. Самым сильным был налет на Лондон 17 апреля 1941 года. 685 самолетов. До июня 1941 года в результате налетов погибло более 43 тысяч англичан, тяжело ранено — около 51 тысячи.
С августа по октябрь 1940 года немцы потеряли 1103 самолета, англичане — почти вдвое меньше, 642. Хотя немцы и принесли Англии большие разрушения, а англичане массово эвакуировались из крупных городов, но своей главной цели — вывести Англию из войны, «фюрер» не достиг. Наоборот, англичане устами своего нового премьер-министра Уинстона Черчилля твердо заявили о намерении сражаться до победы.
ЧЬЯ ПВО СИЛЬНЕЕ?
Советские источники пишут, что ПВО Москвы была сильнее ПВО других европейских столиц. Действительно, счет бомб, сброшенных на английскую столицу, идет в тысячах тонн, а на советскую – в штуках!
Но Англию немцы атаковали силами гораздо большими (в 8 раз! — В. Н.), чем Москву, кроме того, густонаселенная Англия дарит больше возможностей для маневра и бомбового удара. При примерно равном числе английских истребителей в начале «Битвы за Англию» и советских в начале налетов на Москву, советские летчики оказались в положении более выгодном, так как они прикрывали меньшие зоны.
Но в этом и состоит искусство командования, чтобы в нужное время нужные силы сосредотачивать в нужном месте. Советские командиры, на английском опыте узнавшие, что в деле разрушения городов с люфтваффе шутки плохи, сделали все, чтобы создать перевес в авиации под Москвой.
В том, что немцам не удалось выполнить приказ Гитлера и сравнять столицу СССР с землей, есть заслуга и английских летчиков: именно в английских небесах нацистская авиация приняла сильнейший удар – в тех боях погибло множество опытных пилотов и подготовленных экипажей. Об этом свидетельствуют немецкие генералы и офицеры в своих мемуарах, в частности, подполковник Грефрат в сборнике «Мировая война 1939-1945». Так в «Битве за Англию» закладывались основы будущей победы над Москвой.
«Секретные материалы 20 века». Виктор Новицкий, журналист, Украина