Она родилась в один год с Эйнштейном и Чарли Чаплиным. Была фантастически гибкой. Аню называли колдуньей, она чувствовала воду и всегда знала, где рыть колодец.
Еще Анина жизнь показывает, как важно знать языки (можно переводить стихи и зарабатывать), а поэзия пропитана любовью к родине. Когда все товарищи разъехались в эмиграцию, Ахматова осталась.
Этот бред не мой, я просто привожу выдержки из детской книги про Ахматову. Несколько лет назад к юбилею Анны Андреевны в издательстве "Альпина Дети" вышла книжка «Чему я могу научиться у Ахматовой». Там по советско-патриотическому лекалу (см выше) разложили ее нелегкую трудовую жизнь. Что называется, читайте и удивляйтесь.
23 июня 1889 года на свет появилась «царскосельская веселая грешница».
Я тоже недоумеваю по поводу того, как адаптируют поэтов для нового поколения. Но полагаю, что сама же Анна Андреевна появлению подобных изданий активно поспособствовала.
Миф о самой себе она раскручивала, как барабан "Поля чудес" и практически всю жизнь занималась увековечиванием себя как поэтической музы.
Сегодня Инстаграм-блогерши активно используют внешность для продвижения своих плохих стихов. Конечно, их поэзию с ахматовской грех сравнивать, но путь продвижения задала та самая Анна Андреевна.
Ее портреты писали лучшие живописцы ее времени. Модильяни, Серебрякова, Тырса. Портрет бровей работы Анненкова… знаменитая Ахматова в голубом Альтмана... Фигурка Ахматовой работы сестер Данько...
Современники знали эти портреты больше, чем ее стихи. Как рассказывал Лев Шилов, когда Ахматова входила в зал, при виде ее зал ахал. Но не потому, что увидел живого поэта, а потому что "видел не женщину, а портрет работы Альтмана".
Долгое время Анну Андреевну вообще не ценили как поэта. На собраниях в "Башне", например, от ее стихов скептически кривились, поэтому она развлекала публику тем, что делала мостик назад и поднимала губами спичку с пола.
В двадцатые годы ее поэзию называли дворянской (как сказали бы сейчас - гламурной и инстаграмной). Маяковский заявлял, что Ахматова не умеет писать, в доказательство приводя убийственные сравнения: "Вы посмотрите, «Слава тебе безысходная боль» - написана в ритме «Ехал на ярмарку ухарь-купец». После этих слов Маяковский напевал "Сероглазого короля" на манер "Ухаря-купца".
Справедливости ради отметим, что гламурной, инстаграмной она была до начала войны. И поэзии ценна не Ахматова образца двадцатых, а другая. Та, чья поэзия, преодолела гламур и попсу и пропустила через себя трагедию двадцатого века: "Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне".
Тем не менее и сегодня образ Ахматовой идет впереди ее поэзии. И Ахматовская материальность заслоняет ее поэтическую суть. Так, например, в детской книжке не было процитировано ни одного стихотворения Анны Андреевны. Зато сколько сказано (практически в духе желтой прессы) о ней самой и о ее умениях
Несмотря на то, что поэтессы уже почти 60 лет нет в живых, ее имя до сих пор становится поводом для грязных сплетен и пересудов. Вспомним грязную историю с ахматовскими "сокровищами" и их исчезновением из семьи Баталовых.
Правда, еще до всех этих свистоплясок на аукционах ежегодно продавались автографы, мемории и вообще всего, к чему прикоснулась Анна Андреевна царственной рукой. Ахматовская записная книжка ушла с молотка за семь миллионов рублей. Ахматовский карандашик - за шестьдесят тысяч.
Я не знаю, зачем, прежде чем подарить внуку Шкловского маленький огрызок величиной с палец, Анна Андреевна срезала лезвием верхнюю часть карандаша и вывела на белой древесине синими чернилами: А. АХМАТОВА. Даже если это было сделано без умысла, в наше время это ее действие прочитывается абсолютно однозначно: она создавала артефакты, как делают их поп-звезды.
Ахматова научила женщин не только говорить, но и использовать свои внешние данные для поэтического продвижения. Только ленивый не сказал, что первый успех Ахмадулиной, например, был обязан красоте и сходству фамилий "Ахмадулина" и "Ахматова". Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, в честь кого был взят псевдоним популярной и очень плохой поэтессы Ах Астаховой.
Ну и вишенкой на тортике, недавно по работе мне пришлось углубиться в историю наследства Анны Андреевны. И история эта оказалась темная и премерзкая. Сын Анны Ахматовой, Лев Гумилев, остался без наследства, а материальное достояние поэтессы, включая архивы, поделили между собой семьи Ардовых и Пуниных.
Когда сын Ахматовой хотел передать архивы матери в Пушкинский дом - ему не дали этого сделать. Когда хотел получить на память о матери ее вещи - тоже ничего не получил. Зато на протяжении не одного года бумаги, дарственные надписи из архивов обеих семей за дикие деньги выставляются на аукционах и продаются.
Это про то, как материальность может вылезти боком.