УАЗ – это крупный отечественный автомобильный бренд. Мы расскажем об истории возникновения и становления этого бренда, рассмотрим основные автомобили, принесшие ему мировую известность
В настоящее время УАЗ – это автомобильный бренд, известный не только в России, но и за рубежом, особенно в странах так называемого «третьего мира». Завод выпускает современные внедорожники и автомобили для частных клиентов, государственных структур, вневедомственных организаций, много продукции идет за рубеж. Но немногие знают об истории появления и становления данного бренда. Попробуем разобраться в данном вопросе более детально.
Начало истории
Начал свой путь завод совсем под другим названием. В 1941-м году с началом войны правительством СССР было решено перевести крупные заводы на восток страны, за Волгу, на Урал, в Сибирь. В это время Советский Союз уже вел бои с Германией. Тогда завод назывался ЗИС – «Завод имени Сталина», вот и было решено эвакуировать его в город Ульяновск на Волге. До нового года перевозили и устанавливали все оборудование и технику, работы велись в ускоренном режиме, в две, а то и три смены. С переездом справились очень быстро, невзирая на зимнее время, и уже в самом начале 1942 года завод стал выпускать свою продукцию на новом месте.
В основном кадры для завода были направлены из Москвы, также набирались на работу и местные жители, они обучались новому делу, работая в основном по ночам. Московских работников расселили по близлежащим сёлам, это были самые ценные кадры, и на первых порах от них зависело очень многое. На новом заводе, помимо автомобилей для нужд Красной армии, выпускались и боевые снаряды, и кое-какая другая чисто военная продукция.
В 1943-м году на основе завода ЗИС был создан завод УАЗ («Ульяновский автомобильный завод»). Как раз в это время начинается работа над фирменным автомобилем, и спустя год инженеры завода спроектировали и довели до опытного образца свое первое детище, грузовик с дизельным мотором, который мог составить конкуренцию даже американскому машиностроению. Это был УльЗис-253, он же НАЗ-253, который послужил основной для некоторых серийных грузовых моделей бренда ЗИС.
Первой представленной заводом машиной под собственным брендом «УАЗ» стал автомобиль УАЗ-300. Правда, он тоже не воплотился в серии, но работа над этой машиной обогатила специалистов завода поистине бесценным опытом.
В 1954-м году на заводе начал работать свой собственный конструкторский отдел (ранее приходилось пользоваться базой завода «ГАЗ»). Вначале он занимался только документами и договорами, но вскоре работники отдела стали проводить исследования в области машиностроения, и, по всей видимости, не зря, так как выпускается ряд усовершенствованных автомобилей ГАЗ-69, которые были популярны многие десятилетия.
Переломный год в истории УАЗ
1955-й год стал знаменательным для завода. Начинается выпуск фургонов, грузовиков и микроавтобусов для санитарных нужд, это и машины скорой помощи, и мини-автобусы для перевозки детей, а также «вездеходы» для милиции. На таких автомобилях мотор стоял не перед кабиной водителя, а под кузовом автомобиля, не влияя на длину машины. Благодаря этому появились новые возможности для улучшения ходовых качеств выпускаемых автомобилей. Даже в то время машины завода прославились своей высокой проходимостью и были очень просты в эксплуатации. Они стали известны за рубежом и поставлялись в 22 страны мира. Больше всего автомобилей УАЗ было куплено Китаем, Индией и Египтом.
Обновление оборудования
В 1960-м году на производстве весьма существенно обновляется оборудование. Разработана штанговая поточная линия, в связи с этим новым изобретением повысилась скорость и эффективность производства автомобилей, которые становились все более качественными, и к ним начали приглядываться даже европейские потребители, в частности, итальянские. К слову сказать, именно итальянцы первыми начали копировать лучшие модели УАЗ, и для их производства специально построили у себя завод.
В 1971-м году завод престает выпускать модели ГАЗ-69, на конвейер был поставлен автомобиль УАЗ-469, который быстро обрел популярность и стал выпускаться в огромных количествах. К слову сказать, что различные модификации этого автомобиля выпускались до 2011 года, но что самое интересное – даже модифицированные автомобили имели марку УАЗ-469! Таким образом этот советский «внедорожник» оставался актуальным почти сорок лет, причем выпускался, кроме СССР, сразу в нескольких странах, в том числе а в Германии. Стоит отметить, что на базе 469-го до сих пор выпускается внедорожник «Хантер».
Награды завода
После того, как завод стал на собственный путь в начале 70-х, начинается время заслуженных наград за деятельность его коллектива и вклад в отечественное автомобилестроение. На выставке сельхозтехники завод получает медаль за маневренность и высокую проходимость модели УАЗ-452Д. Многие сотрудники получают Орден Труда.
1974-й год. На этот момент заводом выпущено более 100 тысяч автомобилей. Заслугой завода является уникальный автомобиль, успеха которого до сих пор никто не смог повторить. Автомобиль «Ягуар» использовался для нужд армии, двигался по воде со скоростью 10 км/ч, у модели были герметично закрывающиеся двери, а под полом разместились два винта. За это изобретение завод получил очередные правительственные награды, правда, выпускался этот вездеход малой серией.
В 1980-м году завод участвует в экспедиции «Шелковый путь» вместе с самыми известными мировыми автомобильными брендами. Маршрут занимал по времени больше месяца, начинался в Одессе, проходил все Причерноморье, Кавказ, Дагестан, и заканчивался в Баку. В отличие от остальных участников, у завода не было времени на подготовку, всего лишь пару недель. Ульяновские внедорожники проехали дистанцию около 15 000 тыс. км, но при этом показывают лучший результат в горной, сложной по проходимости местности, еще раз доказывая свое важное место в автомобилестроении.
УАЗ после распада СССР
После распада Советского Союза большинство промышленных организаций и заводов потерпело крах, или перепрофилировались на выпуск совершенно иной продукции. Но, несмотря на всеобщий хаос, завод УАЗ смог устоять и вопреки всему набрать еще большие обороты. УАЗ по-прежнему получает награды и продолжает выпуск автомобилей новых моделей.
Однако дела в стране становятся все хуже и хуже, на отечественные автомобильные рынки поступает масса более дешевых импортных машин, с которыми бывшие советские производители конкурировать не в состоянии. До конца 90-х годов новых автомобилей на заводе не производилось, усовершенствовались и дорабатывались старые модели, заменялись фары, зеркала, тормозная система, отражающие зеркала заднего вида. Также модернизировались двигатели, повышалась их мощность и упрощалась система производства. Тем не менее, в 1996-м году завод получает награду «Золотой Меркурий», приз за большое количество продаж автомобилей и сопутствующей продукции.
В 2000-м году на заводе выпускается первый автомобиль мультивэн с 12-ю посадочными местами. Машины завода начинают участвовать в авторалли, и завоевывать медали. В 2003 г. во Вьетнаме и ряде пригородов Шанхая открываются новые линии производства автомобилей УАЗ.
Завод сегодня
С 2005 года завод начал свое возрождение выпуском автомобилей нового поколения «Патриот» на базе все того же УАЗ-469. Машина полностью преобразилась как изнутри, так и снаружи, сборка производится из деталей повышенного класса импортного производства. Модель «Патриот» разработана для сложно проходимых проселочных дорог, подвеска автомобиля весьма долговечна и выдерживает любую тряску на ухабистых дорогах. Постоянный задний привод и механически подключаемый передний позволит выбраться из любой колеи или сугроба. Усовершенствован кондиционер, система отопления.
Главные особенности модели «Хантер» - кузов из цельного металла, двигатель с большой тягой, в выхлопной системе используется нержавеющая сталь, повышая срок ее эксплуатации. Улучшилась тормозная система, установлены передние дисковые тормоза, которые в случае резкого торможения обеспечивают равновесие и позволяют автомобилю точно держать курс. Двери имеют двойное уплотнение, что снижает уровень шума в салоне.
Почти 80 лет завод работает и выпускает отличные автомобили с замечательными показателями. По настоящее время только УАЗ-469 было выпущено более 2-х миллионов, продукцию завода покупают более 100 стран мира. Также работает интернет-магазин по продаже оптом и в розницу оригинальных запчастей и аксессуаров. Высокая проходимость, качество и опыт работы зарекомендовали автомобили бренда УАЗ за рубежом. Любители активного отдыха и дальних путешествий по заслугам оценили автомобили марки «УАЗ». Завод получил международное призвание и награды, что достойно уважения!
⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
«Если моя статья была вам интересная и полезная, буду очень благодарен, если вы поставьте лайк👍 или поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на мой канал позволит вам быть всегда в курсе и не пропустить новые, интересные и полезные публикации».
Читайте также:
✅10 самых продаваемых автомобилей в истории
✅Tesla вычеркивает из своих планов Model S Plaid +
✅Факты и мифы о дизельных двигателях
👉Подписывайтесь на «Интересные факты» и читайте еще больше полезных и интересных материалов, будьте в курсе новостей канала!
#история #интересныефакты #газ #наука