Траты на горючее – обязательная статья расходов для любого автомобиля с ДВС. Определить расход топлива несложно, даже если автомобиль не оснащен бортовым компьютером. А если оснащен — проверить его показания. Как это сделать правильно, а заодно узнать траты на каждый километр пробега?
Расход топлива все чаще играет роль при выборе автомобиля – если и не конкретной модели, то типа двигателя или класса. Хорошо известно, что потребление топлива в реальных условиях может заметно отличаться от данных, заявленных компаниями-производителями. Например, замеры по ездовому европейскому циклу NEDC проводились в условиях, заметно отличавшихся от привычных эксплуатационных режимов.
Произвести расчет потребления бензина или дизельного топлива можно легко и просто с помощью многочисленных онлайн-калькуляторов, хотя не возбраняется сделать это самостоятельно, благо ничего особенно сложного в этом нет.
С чего начать расчет расхода топлива?
В первую очередь заправьте полный бак бензина или солярки, не забыв обнулить суточный километраж, находящийся на панели приборов рядом с основным пробегом автомобиля, «обнулять» который не рекомендуется.
Можно даже ничего не обнулять — просто запишите или сфотографируйте показания одометра на телефон. После этого вам надо проехать пару-тройку сотен километров, затем снова заправить автомобиль до полного бака, чтобы узнать, сколько горючего войдет в резервуар. После этого вы сможете узнать реальный средний расход топлива своего транспортного средства.
Куда ехать и что делать потом?
Как правильно рассчитать расход? Если вы хотите узнать всю правду об аппетитах своего автомобиля, то постарайтесь обойтись без «читинга», то есть без условного жульничества. Не пытайтесь едва давить на педаль газа или стараться все время ехать накатом — ведите себя естественно и езжайте в привычной для вас манере.
Желательно, чтобы ваш маршрут пролегал не только по городу, но и по шоссе — так вы сможете выяснить среднее потребление топлива. Рекомендуется примерно две трети времени посвятить городской толчее, а оставшееся — загородным трассам. Впрочем, если ваш маршрут во время расчета никак не будет отличаться от ваших привычных поездок, то показанный результат будет наиболее точно характеризовать ваши типичные расходы. В этом тоже есть смысл: зачем вычислять потребление топлива в тех режимах, в которых вы не ездите?
Формула расчета расхода топлива
Теперь рассчитаем расход топлива автомобиля. Для этого используется очень простая формула: израсходованное количество топлива вы делите на пройденное расстояние и умножаете получившееся число на сто (100). Дабы это не казалось вам чем-то сложным, приведем пример. Допустим, вы потратили 28 литров на 300 километров пути. Вычисления будут такими: 28 / 300 x 100 = 9,3 л/100 км.
Формула для расчета затрат
Выяснив фактическое потребление горючего, вы можете узнать, во сколько вам обходится каждый километр пути, воспользовавшись данными, описанными выше, а затем порадоваться или ужаснуться. Формула следующая: значение среднего расхода умножается на стоимость топлива и делится на 100. Итак, во время контрольной поездки у вас получилось 9,3 л/100 км. Допустим, ваш автомобиль потребляет бензин АИ-95, который сейчас стоит порядка 49,4 руб. за литр. Полученный результат: 9,3 x 46 / 100 = 4,6 рубля на каждый километр или 460 рублей на 100 километров пробега.
Почему расход топлива может быть завышенным?
Обратите внимание: наша гипотетическая цифра в 9,3 л/100 км — не самый плохой результат среднего потребления горючего. Допустим, именно столько у вас и должно было получиться, однако расчеты показали, скажем, 12–14 литров при привычном ритме движения. Каковы причины перерасхода «золотого» нынче топлива? Их очень много, начиная от стиля вождения и заканчивая многочисленными техническими неисправностями.
Перед тем как искать причину в технических проблемах, предлагаем начать с малого и первым делом проверить давление в шинах. Если они снижено, то аппетит двигателя может возрасти и довольно заметно. На крыше есть багажник? Он создает аэродинамическое сопротивление, и это также увеличивает расход топлива вашей машины. А еще свое веское слово может сказать включенный кондиционер.
Что касается технических неисправностей, то виновником может быть загрязненный воздушный фильтр, ставящий на пути воздуха труднопроходимый барьер, либо неисправные форсунки или топливный насос. Неоптимальное соотношение топливно-воздушной смеси напрямую влияет на масштабы потребления горючего, а в особо запущенных ситуациях могут стать причиной серьезных поломок.
Изношенные свечи, высоковольтные провода и катушки системы зажигания также способны повлиять на увеличение расхода топлива и заметно повлиять на поведение автомобиля.
Неисправные тормозные механизмы, например, подклинивающий суппорт, вышедшие из строя ступичные подшипники и неотрегулированный сход-развал также имеют самое прямое влияние на расход топлива.
Но, повторимся, все эти неисправности имеют очень характерные последствия, не заметить которые довольно сложно. Если суппорт подклинивает, то будет сильно греться тормозной диск, приказавший долго жить подшипник будет гудеть, а из-за кривого сход-развала быстро придут в негодность шины.
Как снизить расход топлива
Способов радикально уменьшить потребление горючего не существует. Зато можно исключить факторы, которые увеличивают расход. Прежде всего помните, что на аппетиты влияет техническое состояние машины. Если вы водитель, исповедующий активный стиль пилотирования, и при этом желаете тратить на бензин поменьше, то ломайте привычки.
Разгоняйтесь плавно, старайтесь избегать интенсивных ускорений и пораньше переключайтесь на более высокую передачу. Если позволяет дорожная обстановка и рельеф местности, то практикуйте езду накатом.
А вот самостоятельно заменять работу системы старт-стоп мы не рекомендуем. Да, отчет времени у новых светофоров позволяет заметить, что впереди у вас целых 30 секунд без движения. Но глушить и запускать двигатель в это время советовать не можем. У автомобилей с заводской системой старт-стоп как правило электрический насос системы охлаждения и усиленный стартер. А на обычном автомобиле, особенно с турбонаддувом, выключение двигателя будет способствовать перегреву. Конечно, ничего страшного не случится, если вы только что не «наваливали» с педалью в пол и на улице не +30. Но экономия нескольких граммов топлива того не стоит.
Вырвавшись на трассу, помните, что быстрая езда с неоптимально высокими оборотами двигателя также ведет к заметному перерасходу. Выбрав скорость в 100–110 км/ч вы не выйдете за пределы разумного потребления топлива.
И наконец, езда с включенным кондиционером экономичнее (и комфортнее), чем езда на большой скорости с открытыми окнами — воздушное сопротивление повышается из-за турбулентных завихрений.