Казахская мифология богата интересными персонажами. Одним из таких выдающихся персонажей является существо жезтырнак (переводится с казахского как «медный коготь») — злой демон преимущественно женского пола, обладающий длинными медными когтями.
Вампир, который не боится серебра
Жезтырнак является людям, посещающим в одиночестве пустынные места, в облике привлекательной девушки (но иногда жезтырнак описывается как ужасная старуха). Обычно это молчаливая красавица, которая носит богатую одежду из шелка с длинными рукавами, позволяющими скрыть когтистые руки.
Хотя жезтырнак имеет черты вампира, серебра она не боится — наоборот, ее чапан (длинный кафтан) расшит серебряными и золотыми монетами, которые красиво звенят при ходьбе. Это сверхъестественное существо имеет злобный и коварный характер, а также обладает невероятной силой. Кроме того, у жезтырнак пронзительный и очень громкий голос, которым демоница может убивать мелких животных и птиц.
Красавица-жезтырнак появляется у ночного костра и завораживает человека немигающим взглядом, а когда жертва засыпает, вампир рвет ее медными когтями и высасывает кровь. В легендах и сказках казахов говорится, что эти существа злопамятны и норовят отомстить за вред соплеменницы.
Похожие образы имеются и у других азиатских народов: джезтырмак или джезтумшук (то есть «медный нос») у киргизов, шулбус у тувинцев, му-шубун у бурятов.
Мамай, победитель кошмарной жестырнак
Сохранились мифы об удачливых героях, которым удалось победить вампира с медными когтями. В качестве примера приведу сказку о батыре Мамае.
Однажды батыр Мамай отправился в горы Ушарала, чтобы разузнать, что случилось в тех глухих местах с его дедом и отцом. Предсказатель обещал гибель и Мамаю, но это не остановило отважного батыра.
Мамай достиг гор, охотился там трое суток и устал. Он решил еще раз переночевать в горах и возвращаться домой. Ночь выдалась темной. Вдруг из темноты к костру, который развел батыр, вышла женщина. Она села у костра и стала смотреть, не мигая, в глаза батыру. Мамай тоже смотрел на женщину, не отводя глаз. Так они и сидели, глядя в глаза друг другу, пока батыр не протянул женщине кусок жареного мяса на кости. Женщина проглотила мясо вместе с костью и ушла.
Когда странная гостья скрылась, Мамай укрыл полено у костра своим халатом, а сам влез на дерево. Через некоторое время женщина вернулась и набросилась на полено под халатом, желая убить батыра. Мамай выстрелил в женщину из лука и ранил ее. Пройдя затем по кровавому следу, оставленному ужасной женщиной, он нашел скрытую в зарослях хижину, возле которой лежало мертвое тело. Батыр отсек руки с металлическими когтями и вернулся с ними домой.
«Люди железа» против «людей меди»
Как известно, в незапамятные времена люди не знали металлов и пользовались каменными орудиями. Научившись плавить и обрабатывать медь, люди перешли в медный век, а с открытием свойств железа — в век железный. Однако переход от медного оружия и орудий труда к железным не мог осуществиться в одно и то же время у всех племен. Племя, которое владело технологиями изготовления железного оружия, получало военное преимущество над соседями.
Более слабые в технологическом смысле племена были согнаны «людьми железа» с родных земель или уничтожены. Остатки «людей меди» укрылись в недоступных горах и на бесплодных пустошах. Не в силах противостоять «людям железа» в открытом бою, они перешли к засадам и ночным нападениям. Возможно, их женщины заманивали одиноких охотников и воинов. Так у новых хозяев мира сформировался образ скрытного и коварного врага с его медными (или бронзовыми) когтями-кинжалами.
-----
Большое спасибо за лайки, комментарии и подписки, которыми вы поддерживаете меня и мой канал!
Еще статьи: