Так давно обещала, столько раз подступалась, но снова и снова откладывала. Он слишком для меня "большой". Как Соловецкий, о котором так и не смогла написать, только женский. А женская боль, женское горе, женские слезы мне понятнее и страшнее, и эмоционально отстраниться не выходит. И все же надо, я обещала. Себе, ему и своим читателям.
Да, больше, чем даже "большой". Ледяная глыба! Хотя если смотреть просто глазами, то маленький, тихий, уже много лет неустроенный. Непостижимо для меня игнорируемый организаторами экскурсий для теплоходных туристов. Непостижимо, потому что все до единого, путешествующие в сторону Онего и Ладоги, видят этот монастырь, знают его облик с воды, слышат хоть что-то, сказанное о нем теплоходным методистом, но на этом — для большинства и все. А монастырь — маленький тихий, неустроенный — глыба.
Может, в этом и дело? Не вмещаются в экскурсию ни истории всех именитых насельниц, ни многочисленные легенды монастыря, ни загадка его основания.
В наши дни почти каждый, кто что-то писал или рассказывал о Горицком девичьем монастыре, не задумываясь считал, что его основала княгиня Ефросинья Старицкая. Но так ли это? Понятно, что версия о княгине со злосчастной судьбой как нельзя лучше ложится в историю для рассказа о монастыре в суровом северном краю, вот только документы этой версии странно противоречат. Ладно, об этом позже, а пока о судьбе княгини.
Судьбе злосчастной и насмешливой, потому как принято считать, что княгиня Ефросинья Старицкая в 1544 году монастырь этот основала своими стараниями, обеспечив сооружение каменного Воскресенского храма…
...затем годами эту обитель опекала, а в миру, будучи натурой деятельной и обремененной жаждой власти, участвовала в интригах и заговорах, пока в 1563 году не проиграла их все царю Иоанну IV Грозному. Тогда била она ему челом, чтобы разрешил он ей удалиться от мирских дел, постричься в монахини и уехать в основанный ею Воскресенский женский монастырь.
Разрешение было получено, и княгиня Ефросинья Старицкая стала монахиней Евдокией. В Горицы княгиню-инокиню провожали царские сановники, не мог Иоанн IV не считаться тогда с её родословной. Позаботился царь и о бытовом устройстве опальной тётки (жены брата своего отца великого князя Василия III — Андрея Старицкого) и повелел снабдить её "ествою, питием, прислужниками и всякие обходы". Горицкому монастырю отписаны были деревни на Мауриных горах и перевоз через Шексну.
Обитель в те годы была крепкой и богатой, а непокорная в миру княгиня стала "поистине святой и великой постницей". Но недолго…
В 1569 году по приказу Ивана Грозного она, невестка царя княгиня Иулиания и ещё больше десяти монахинь высокого в мирскую бытность положения и сеннных девушек были лишены жизни. Опять же, по классической версии, утоплены в Шексне. Горицкая легенда говорит, что в монастырь ворвались опричники, схватили княгиню, засунули в мешок и… Впрочем, легенд о её гибели в Горицах не одна, смаковать не будем.
С тех дней и до нынешних времён страстотерпицы Евдокия и Александра (Иулиания) почитаются как местночтимые святые.
Вот такая история основательницы Воскресенского Горицкого монастыря, оказавшейся в нем заточенной и в нем же погубленной.
И тишина о том, что Горицкий монастырь впервые был упомянут ещё в жалованной грамоте верейско-белозерского князя Михаила Андреевича игумену Кирилло-Белозерского монастыря Трифону (1435-1447 г. г.) Эти же данные содержатся и в Православной энциклопедии.
Мы практически обошли монастырь, пока рассказывалась эта история. А теперь представьте, сколько ещё надо бы рассказать о его именитых насельницах, чтобы полнее стала история далёкого северного женского монастыря, чтобы вы оглянулись и почувствовали, какое непростое это место:
— Княгиня Иулиания Палецкая, невестка Ивана Грозного, по предположению Карамзина, "виновная лишь слезами о жертвах царского гнева".
— Княгиня Анна Щенятева, жена Петра Щенятева из древнего княжеского рода, жестоко казнённого по указу Ивана Грозного.
— Царица Анна Колтовская, четвёртая жена Ивана Грозного, ставшая ею в совсем юном возрасте и бывшая моложе мужа на 24-26 лет. Брак продлился всего 4,5 месяца, а чем царица мужу не угодила, история точно не говорит до сих пор.
— Царица Мария Нагая, последняя, седьмая жена любвеобильного царя и мать убиенного (или "убиенного") в Угличе царевича Димитрия. К её монашеству приложил руку уже другой царь — Борис Годунов.
— Царевна Ксения Годунова, красавица, похоронившая жениха и бывшая пять месяцев наложницей Гришки Отрепьева, самозванца Лжедмитрия I.
— Царица Феодосия, жена царевича Ивана, того самого, увековеченого в картине Репина "Иван Грозный и сын его Иван".
— ...Княжны, княгини, царица касимовская Фатима Султансейтовна (единственная после монастыря взошедшая на царский трон), царевна астраханская Агафья Кайбуллична… Теперь понимаете, почему в заголовке "элитный" монастырь?
Что делать? Мы только начали говорить об истории этого маленького, тихого, восстанавливаемого после войн, смуты, забытья, пожаров и голода, революционного разорения монастыря. Какая экскурсия вместит это все? Да и группа экскурсантов так не вписывается в эту молчаливую обитель...
Думаю, так: читайте, узнавайте, приезжайте и, уже зная историю, входите в Святые врата и, может быть, монастырь откроется и отзовётся в вас так, что уйти будет трудно и, как мне, до теплохода придётся почти бежать, чтобы успеть до его отправления…