Найти тему
ПАНТОГРАФ

Нордтролл – первая попытка в новой России создания альтернативы троллейбусам ЗиУ

В наше время Архангельск – областной центр, где отсутствует электротранспорт. Было время, город считался населенным пунктом с самым северным трамваем в мире, а также пытался создать производство по выпуску собственных троллейбусов. Но, увы, в нулевые годы город лишился электротранспорта.

Мало кто знает, но в 90-е здесь пытались решать проблемы обновления подвижного состава необычным способом, а именно развитием собственной производственной базы. Речь даже шла о создании производства по капитальному ремонту трамваев, в качестве площадок предлагались или вагонно-ремонтные мастерские непосредственно транспортного предприятия в Архангельске или же Севмаш в Северодвинске. Причем партнерами могли бы выступить норвежцы.

Выставка первого троллейбуса Nordtroll NTR-120MT в Санкт-Петербурге перед Манежом для г. Архангельска. Автор фото: Марина Власова. Фото из архива СПб ГУП "Горэлектротранс". Источник http://trams.ru/ph.php?pid=37995
Выставка первого троллейбуса Nordtroll NTR-120MT в Санкт-Петербурге перед Манежом для г. Архангельска. Автор фото: Марина Власова. Фото из архива СПб ГУП "Горэлектротранс". Источник http://trams.ru/ph.php?pid=37995

Но к ремонту трамваев так и не приступили, а вот с троллейбусом вышло. Дело в том, что Архангельск стал получать новые польские автобусы «Ельч». Один из автобусов был силами местного трамвайно-троллейбусного управления и польских партнеров переоборудован в троллейбус с использованием электрооборудования от троллейбуса ЗиУ-9. Эта машина понравилась городским властям, в итоге было принято решение развить проект. Было учреждено АООТ «Северный троллейбус». За основу при производстве троллейбуса был взят кузов польского автобуса «Ельч» ТЕА 120М, двигатель, трансмиссия поступала со стороны. Площадку по сборке разместили на мехзаводе. Троллейбус, собранный в Архангельске получил собственную торговую марку Нордтролл, а модель Нордтролл-120МТр.

Источник фото https://twitter.com/olter95/status/1255227206957178880/photo/1
Источник фото https://twitter.com/olter95/status/1255227206957178880/photo/1

Планы были грандиозные, тем более проект первое время поддерживался руководством города – сборка сначала нескольких сотен машин в год, а потом и тысяч, завоевание российского рынка, экспорт за рубеж. Троллейбус получился комфортнее и более продвинутым, чем модели ЗиУ тех лет. Однако, и стоимость его получилась выше. В итоге машины заказал Архангельск и Ижевск, единично троллейбусы ушли еще в пару городов – Пермь, Казань, Новочебоксарск. В самом Архангельске было собрано менее 20 машин (из ряда источников порядка 14), всего же было изготовлено порядка 22 машин. Дополнительно один троллейбус был собран в Польше из российских комплектующих, работал в Архангельске.

г. Владимир, 2015 год, фото с сайта СТТС, автор Аркадий Новожилов
г. Владимир, 2015 год, фото с сайта СТТС, автор Аркадий Новожилов

В троллейбусах Нордтролл использовался кузов польского автобуса, который представляет собой каркас, сваренный из стальных прямоугольных замкнутых профилей, сечением 40х40 и 60х60 мм, связанный с несущей рамой неотделимо, при помощи выравнивающих элементов. Внешняя обшивка каркаса, элементы передней и задней стен выполнены из PWS. Полосы бортов изготовлены из стали, оцинкованной с двух сторон, и приклеены к каркасу. Крыша выполнена из стеклопластика. Кузов троллейбуса защищен от коррозии. Обшивка боковых стен выполнена из стали, оцинкованной с двух сторон, остальные элементы обшивки изготовлены из алюминия и стеклопластика. Задняя подвеска зависимая с дополнительными пружинами, обе пневматические подвески снабжены стабилизаторами устойчивости. В кузове были три двухстворчатые двери, управляемые электропневматическим приводом. Электрооборудование завода «ДИНАМО» (Москва). Мощность тяговых электродвигателей 115 кВт. Троллейбусы имели мощную систему отопления, что позволяло им работать в северных городах.

Казань, источник http://k-metro.ru/kazantransport/kaztbnt-2008a-rview1.jpg
Казань, источник http://k-metro.ru/kazantransport/kaztbnt-2008a-rview1.jpg

Основной проблемой была нехватка средств, все упиралось в деньги. В итоге в 1996-1997 годах у механического завода начались проблемы, сборка закончилась, а последние экземпляры расходились по бартеру и взаимозачету. Сама конструкция оказалась удобной, производство перенесли во Владимир (из воспоминания Анатолия Липатенкова, начальника ТТУ Архангельска в те годы).

Вид сзади, источник фото http://k-metro.ru/kazantransport/kaztbnt-2003-back.jpg
Вид сзади, источник фото http://k-metro.ru/kazantransport/kaztbnt-2003-back.jpg

Финансовая база «Северного троллейбуса» оказалась шаткой, в 1994 году при импорте комплектующих компания недоплачивала НДС, допускала просрочки по налогам, на которые набежали пени, почти вдвое больше недоплаченной суммы, в 1997 году с компании таможня взыскала 338 миллионов рублей.

Сам же завод начал теснить ВМЗ из Вологды, предложивший более дешевые модели троллейбусов.

Владимир, май 1997 года, фото с сайта СТТС, автор Alex_George
Владимир, май 1997 года, фото с сайта СТТС, автор Alex_George

Хоть проект и провалился, но разработчики машины даже успели получить патент на троллейбус за номером 5389 «Пассажирское транспортное средство», который перестали поддерживать в силе в 2003 году.

С 2008 года в Архангельске вообще не стало троллейбусной системы, впрочем не сберегли в городе и самый северный в мире трамвай. А из троллейбусов Нордтролл в живых остался лишь один экземпляр в Новочебоксарске.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки в соцсети ВКонтакте

Другие материалы канала по теме транспорта:

119 лет отечественному троллейбусу

Оцените новые остановки городского транспорта в Омске

Единственный на Украине трамвай ЛВС-2009М

-7