«Новое литературное обозрение» выпустило новую книгу доктора исторических наук, профессора ВШЭ Олега Будницкого "Люди на войне", посвященную различным аспектам Второй мировой войны. Будницкий мастерски связывает "широко известное" и мало изученное, подробно останавливаясь на теневой стороне войны в её человеческом измерении и зачастую неприглядном виде, о чем длительное время было не только не принято, но и запрещено писать и говорить.
В книге 14 глав, которые являются специальными исследованиями, рассказывающими о ленд-лизе, репрессиях против верующих в годы войны, гении Черчилля, пленении фельдмаршала Паулюса, зубах Гитлера и о многом другом.
Автор приводит такой факт: за годы войны, с 1941 по 1945 год, в СССР было осуждено свыше 16 миллионов человек. Как замечает Будницкий, "это превосходит любой сопоставимый по времени период в советской истории".
В книге приводится много любопытных свидетельств эпохи - из фронтовых дневников, личных записей, художественных произведений. Например, Ольга Берггольц, вынужденная, как и другие советские писатели, агитировать на выборах, писала довольно резко: "Выборы вообще - циничный и постыдный балаган, "демократическая вершина" которого - неприличная осанна папаше?.. И я, отчетливо сознавая это, буду что-то лопотать на агитпункте перед собранными сюда старухами и бабами - о демократии, о кандидатах и т.д.! Я делаю это по самой простой причине: из страха, из страха тюрьмы. Вот и вся сущность нашей демократии на сегодняшний день".
Рассказывая об эффективности советского авиапрома, автор пишет, что всего за годы войны советские ВВС потеряли 88,3 тыс. боевых самолетов; 45,2 тыс. из этого числа составили небоевые потери. Каждый третий самолет, выбывший из строя в первый год войны, был списан из-за производственных дефектов.
О жизни советских людей накануне войны: ожидаемая продолжительность жизни у советских мужчин в 1940 году сократилась до 38,6 года, у женщин - до 43,9 года. Основными жертвами полуголодного существования стали дети: около 55% всех умерших в 1939-1940 годах составили дети до 5-летнего возраста.
Сильно впечатлила глава "Репрессии против верующих накануне и во время Великой Отечественной войны", в которой рассказывается о посадках и расстрелах советских граждан только за то, что они не переставали верить в Бога. На территории современной Новгородской области в 1937-1938 годах были расстреляны не менее 83% священников, служивших на приходах Московской патриархии на начало 1937 г.
Репрессии против верующих не прекращались даже в блокадном Ленинграде. По данным Управления НКВД по Ленинградской области на 1 октября 1942 года, с начала войны в Ленинграде было вскрыто и ликвидировано 625 "контрреволюционных" групп и формирований, из них 7 "церковносектантских".
О помощи СССР со стороны союзников (прежде всего, США): в современных ценах стоимость поставок по ленд-лизу составляет около 200 млрд долларов. Уже тогда советское руководство пыталось всячески скрыть и принизить значение этой помощи. В марте 1943 года американский посол в Москве адмирал Уильям Стэндли заявил, что "российские власти, по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная армия сражается в этой войне одна". Как отмечает историк, лишь после этого заявления, вызвавшего дипломатический скандал и в конечном счете отставку посла, в советских газетах появилась информация о масштабах поставок союзников.
Между тем помощь эта была стратегически значимой. Мясные консервы, поставленные союзниками, составили 108% от советского производства (664 600 тонн), сахар-песок - почти 42% (610 000 тонн). Импорт телефонного кабеля в 1943 году втрое превысил его производство в СССР. Союзники поставили 22 195 самолетов, большинство которых превосходило по качеству советские аналоги. К примеру, трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин сбил 48 из 59 уничтоженных им немецких самолетов, летая на американском истребителе "Аэрокобра" (Р-39).
Будницкий справедливо указывает на издержки жанра военных мемуаров и фронтовых дневников, показывая при этом разные взгляды: со стороны рядовых - на командиров, которые не жалеют их жизни, и со стороны командиров - на неопытных, малообразованных и деморализованных солдат, которые плохо выполняют приказы. Приводятся свидетельства о воровстве и коррупции в армии, о том, как обкрадывали раненых, о жалости и жестокости к захваченному в плен неприятелю.
Одна из самых проникновенных глав - "Мужчины и женщины в Красной армии (1941-1945)". По словам фронтовика Никулина, основными темами солдатских разговоров были "смерть, жратва и секс", однако эти проблемы длительное время оставались табуированными в официальной историографии. Будницкий описывает тяготы, которым подвергались женщины в армии - за сносное к себе отношение им нередко приходилось платить дорогую цену.
Как пишет Будницкий, "злые языки (эта острота родилась в армии, потом перешла на "гражданку") называли медаль "За боевые заслуги", которой нередко награждались женщины-военнослужащие, медалью "За половые услуги". Отношение к женщинам, побывавшим на фронте, было настолько неблагоприятным, что некоторые даже пытались скрыть свои военные заслуги и не надевали награды, чтобы избежать ненужных пересудов.