Скрученный пробег, нежелание продавца разрешить вам порулить до покупки, недостоверные документы... какие еще подводные камни могут поджидать про покупке машины конкретно у частника?
У меня недавно был пост «3 группы покупателей авто в наше время: их плюсы и минусы для продавца». И там мы выяснили, что, помимо перекупщиков и дилеров, один из самых распространенных участников сделок купли-продажи авто – это частные лица.
Есть много моментов при покупке машины у них, которые должны насторожить. Давайте здесь разберем 8 самых частых.
1. Машина продается спустя совсем незначительное время после ее покупки.
Спрашивается: а зачем сами покупали – чтобы так быстро избавиться? Явно ведь, что тут дело нечисто.
Конечно, бывает, что у людей могут внезапно наступить ситуации, когда вдруг резко понадобились деньги: бoлeзнь, долг по ипотеке, неожиданные траты…
И все равно такую машину надо обязательно проверить. (Об этом подробнее читайте статью «Проверка автомобиля при покупке: как узнать, сколько было владельцев, был ли в розыске и ДТП».)
Дополнительным стимулом проверить машину вам должен служить слишком быстрый ответ продавца на ваш вопрос о том, почему, собственно, он спешит избавиться от новой тачки.
2. У автомобиля скручен пробег.
Логика, по которой вообще скручивают пробег, проста: чем меньше пробег – тем больше шанс продать машину подороже и побыстрее.
Чаще всего скрутить пробег помогают работники автосервисов за деньги. А некоторые частники-автовладельцы даже умудрились научиться делать это сами с помощью банального шуруповерта.
Поэтому как следует проверяйте все документы на машину (вплоть до документа о последней замене масла), а не только показатель одометра.
Также обращайте пристальное внимание на состояние деталей: не слишком ли они изношены для пробега, который вы увидели на показателе.
3. Авто попадало в ДТП, но продавец это замаскировал.
Тут логика также ясна: чем меньше покупатель знает о ДТП – тем больше шанс ему это битoe авто «втюxaть».
Часто такая «маскировка» может идти, например, благодаря новому бамперу или перекрашенному капоту, чтобы «сделать красиво».
Поэтому не покупайте автомобиль в одиночку. Привлеките к этому делу человека, который разбирается в технических и юридических тонкостях, в идеале – специалиста. Иначе рискуете потом не выезжать из ремонтной мастерской...
4. У авто имеются ограничения на регистрационные действия.
Допустим, продавец имеет долги перед банком, против него возбуждено исполнительное производство и судебный пристав ввел такие ограничения. Это делается, чтобы должник не мог переоформить машину в ГИБДД на третье лицо.
Не бойтесь: вас лично платить долги за этого товарища не заставят. Но проблем вы хлебнете – с оформлением, дополнительными тратами на всякие судебные и прочие процедуры…
А главное – машина считается залогом банка, поэтому у вас ее могут просто изъять.
Поэтому повторяю: перед покупкой «пробейте» авто по всем инстанциям, чтобы узнать, не числится ли за ним таких «хвостов» (выше указана статья, в которой описано, как это делать).
5. Продавец-частник может вообще не разбираться в вопросах продажи авто. То есть абсолютно.
Вероятно, кто-то успел подумать: ну, так и хорошо – самое милое дело его нaдyть!
Как бы не так. С подобным продавцом будет множество мелких неурядиц. Например, он может:
- настолько путаться в «документальной» стороне продаж, что всю организацию дела, вплоть до мелочей, вам придется взять на себя. И еще вам надо будет постоянно отслеживать, как бы он не поставил при подписании галочку «где не надо» и не пришлось потом долго всё переоформлять;
- настолько бояться, что его «опрокинут», что будет изо всех сил страховаться по-крупному и по мелочам, суетиться, нервничать сам и портить настроение вам, нудить и вообще производить множество ненужных движений;
- банально застопорить процесс.
6. Документы могут оказаться недостоверными. Или могут найтись люди, которые утверждают, что эти документы недостоверные.
Машина в этом плане – как квартира: в любой момент может внезапно обнаружиться человек, утверждающий, что именно он – реальный собственник. Допустим, это его нерадивый родственник продал вам тачку, не имея на это права. А право такое имеет только он, внезапный незнакомец, потому что ему это авто завещал любимый дедушка…
Поэтому – проверка и еще раз проверка всех документов перед оформлением сделки! Четко удостоверьтесь, что они подлинные.
Желательно для этого направить запрос в регистрационную палату. Увы, за это придется заплатить. Но в случае пресловутого неожиданного наследника (назовем его так условно) траты могут быть гораздо больше.
7. Авто имело много хозяев.
В идеале надо покупать у самого 1-го владельца. Так меньше проблем.
Чем более дальний владелец – тем больше сложностей может возникнуть. И особенно должно насторожить, если все они сменились в короткий отрезок времени: с какой стати все стремились избавиться от на вид нормальной тачки?..
8. Хозяин отказывается дать вам возможность протестировать авто – проехаться на нем до покупки.
Думаю, тут не надо долго рассуждать: любой поймет, что здесь «собака порылась»...
Удачи вам во всех ваших авто-делах!