Найти тему
Комсомольчанка

Я живу в Калининграде. День Победы. Память.

Привет всем моим читателям!

Сегодня 9 мая, день радости и скорби, воспоминаний и день переживаний.

Мы живем в Калининграде, на героической земле, политой кровью сотен тысяч солдат и не только русских...

Сегодня мне на глаза попалась статья с выдержками из писем советских солдат с фронта - из Восточной Пруссии и далее,из Берлина.

Эти строки заставляют задуматься. О чем? О жизни, о картинке за окном, о том что на самом деле перенесли эти люди... Мысли и описание событий от первого лица...Страшно... Я решила поделиться в своей статье с вами этими строками.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Из писем В. Н. Цоглина, рядового 307-го гвардейского миномётного полка

Город Гумбиннен - ныне Гусев:

"Город Гумбиннен взят вчера… Город сильно разрушен нашей авиацией. Немцы бросили всё. И наши люди, как огромная стая гуннов, набросились на дома. Всё горит, по воздуху летит пух из перин-подушек. Все, начиная от солдата и заканчивая полковником, тащат барахло. Прекрасно обставленные квартиры, богатейшие дома в течение нескольких часов разгромлены и представляют сейчас свалку, где перепутались содранные гардины с льющимся из разбитых банок джемом… Эта картина вызывает у меня отвращение и ужас…
Гадко смотреть на людей, копающихся в чужом барахле, с жадностью хватающих все, что попадётся.
Кстати, стимулом этому в некоторой мере является разрешение на отправку посылок на родину. Гадко, мерзко и подло!!! Это полное уподобление немцам на Украине."

Это мысли человека, наверное, небогатого, как и все советские люди в те времена. Вокруг полно добра и кто попроворней уже набрал ни один чемодан...А он стоит, смотрит на весь этот бедлам и ему противно...

Город пуст и мёртв. Ни одного мирного жителя. В ночной тишине огромные и чёрные громады домов. В блеске пожарищ тени готических крыш… Распятый немецкий город…

Но вот эти строки почему-то поразили более всего:

Распятый немецкий город! Он ответил за муки тысяч своих русских собратьев, превращенных в пепел немцами в 1941 году.

Действительно, десятки прекрасных, старинных немецких городов ответили за тысячи русских городов и сел, сожженных дотла. И за жизни миллионов русских солдат и их семей.

Залив Фриш Гаф

"Бросили мы фрицев в море. Я вышел на берег, который мало походил на берег моря, как я себе его представлял. Во-первых, в этом некоторые заслуги нашей артиллерии и авиации: пейзаж Балтики ни к черту не годится. Порт Розенберг представлял собой кашу из железа, грязи и мяса".
"Трупы фрицев устилали землю. По трупам ходишь, на них сидишь и ешь. Километров десять подряд на каждом квадратном метре два трупа фрицев."

Жутко представить себе такое количество трупов. Мне кажется, увидь я это один раз в жизни и дальше уже жить невозможно - эта яркая картина перед глазами будет всегда... А люди жили с этим всю оставшуюся жизнь. И совсем неудивительно, что очень многие из фронтовиков, кто действительно был на передовой, кто прошел весь этот ад, никогда впоследствии не рассказывали никому об этом и не любили вспоминать. Таких примеров много.

Море мутно-белёсое сливалось с небом, и не было никакой границы между ними, только на горизонте утром я увидел косу, закрывающую залив Фриш Гаф. Только на ней остались фрицы, как загнанные звери, огрызаются, но на четырехсотметровой полоске в море не особо разживёшься, тем более ночь и день бомбёжка и обстрел».
При уничтожении фрицев юго-западнее Кёнигсберга мы освободили тысячи людей, согнанных немцами со всех концов света. Они идут день и ночь — русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, французы, литовцы…»

Такие картины нарисовал этот советский солдат в своем письме на родину.

Берлин

"Берлин распят. Распят, как и Пруссия, Померания, Силезия, как вся Германия, где только успел ступить русский сапог.
Красивые слова не пишутся. Всё пьяно. Всё и все. Ведь сегодня 1-е мая! Первое мая в Берлине! И флаги, флаги, флаги. Флаги на Берлинерштрассе, на Унтер ден Линден, на Рейхстаге. Везде. Белые флаги. Там, где есть хоть 1 душа немецкого происхождения — вывешивается белый флаг. Это — символ сдачи. В Берлине несколько миллионов мирных жителей. Живут они в руинах. В Берлине голод".

Хочется представить себе ту радость, которую испытывали эти люди... И, честно говоря, трудно это сделать. После всего пережитого это, наверное, горькая радость.

"Невольно смотришь на всю массу бездомных, не по сезону одетых жителей Пруссии и думаешь: мало, мало, надо бы вам ещё дать почувствовать, что такое война…
Разрушенных и сожжённых домов тоже встречается недостаточно. Жаль, что сейчас зима и мы сами нуждаемся в крове, иначе мы бы исправили этот пробел. Но зато трупы убитых гитлеровцев достойным образом украшают прусские поля, и это весьма наглядная картина для оставшихся в живых фрау."

Читая эти строки, понимаешь, на сколько сильна была ненависть к немцам, как к нации и ко всему немецкому соответственно. Хотелось мести... крови и мести за все разрушенное и убитое на родной земле...

Зима здесь была короткая, без больших морозов. Зато весна какая-то капризная: дождь и снег, а в результате грязь. У немцев всё стандартизировано, только не погода…

Из писем Соломона Воловича, военного инженера. Осень 1944  — весна 1945

«Итак, мы находимся «на пороге в берлогу» (в Восточной Пруссии — ред.) и уже заглянули туда.

"Сердце радовалось, когда я видел груды камней и развалины домов, служивших когда-то кровом этим сволочам — немцам. Хочется, чтобы вся их страна стала сплошной развалиной. Но плохо то, что идёт к зиме, и если всё разрушить, то негде будет ютиться нашим тылам."

"Там, где и когда это только возможно, наши бойцы зажигают дома и сараи и любуются: горит проклятая Германия!"

Мы сейчас, в далекие от того времени двухтысячные годы жалеем, что не все шедевры немецкой архитектуры удалось сохранить. Читая такие строки, понимаешь, что иначе и быть не могло - такое было время, такой был накал эмоций и сдержать их было очень трудно.

Спасибо, что читаете мои статьи, оценивайте их и, пожалуйста, оставляйте свои комментарии, а если ещё не подписались - подписывайтесь на канал!