На странице "Родившиеся в Пскове" обратила внимание на имя: Давыдов Гавриил Иванович (1784, Псков — 1809, Санкт-Петербург). В Википедии — лейтенант русского флота, путешественник, командир 8-пушечного тендера "Авось".
- Во-первых, родился в Пскове.
- Во-вторых, ушел из жизни, как говорится, в 25 лет.
- И – командир парусника "Авось". Что ещё, казалось бы, надо для хорошо закрученной истории?
Начала, как обычно, искать родственников. Ничего! О его друге Хвостове, командире "Юноны", подробно есть даже о теплых отношениях с родителями. А Давыдовых даже имен не нашла. Не оставлю тему. Найду – добавлю.
История о молоденьком по нынешним временам морском путешественнике, радеющем за отечество, завораживает. Недавно мы довольно подробно узнали о соотечественнике – Врангеле Фердинанде Петровиче. Знаменитых моряков с псковской земли очень много.
Так вот, о Гаврииле Ивановиче
Известно, что в 1795 г. он поступил в Морской кадетский корпус, а в 1796 уже произведён в гардемарины. Плавал от Кронштадта до берегов Англии, в Северном море. В 1798 году заслужил звание мичмана.
В 1802 году через лейтенанта Хвостова принял предложение Российско-Американской компании посуху добираться до Охотска, а оттуда морским путем в Америку. Так он оказался на острове Кадьяк.
В 1804 году они вернулись в Петербург, а в 1805-ом вместе с бывшим президентом компании Резановым прибыли в Ново-Архангельский порт.
Служба с Резановым
Тогда Резанов был послом России в Японии. Неудачно. Его идеей было присоединение Сахалина к России. Для этого он приобрел трехмачтовое судно "Юнона" и новенький тендер "Авось". Первое судно отдал под руководство Хвостову, второе – Давыдову.
Специально ли Резанов то давал соответствующие инструкции капитанам, то забирал, то возвращал их обратно, но как поняли его моряки, так и поступили. И в результате, Сахалин взят не был, но японцам кровь они попортили, разграбив два селения.
Когда же после Сахалинской экспедиции Давыдов и Хвостов вернулись в Охотский порт, их арестовали якобы за нарушение дисциплины.
С помощью сочувствующих местных им удалось бежать. Задержанные в Иркутске, они были отправлены в Петербург. Обошлось без военного суда, но их отправили в Финляндию командовать канонерками на театре военных действий со Швецией.
За необыкновенную храбрость Давыдов и Хвостов были представлены главнокомандующим армией графом Буксгевденом к награждению орденом св. Владимира 4-ой степени. Высочайшей резолюцией было отказано за "своевольство против японцев".
Работа с мемуарами и гибель
Вернувшись в Петербург, герои взялись за оформление записей , которые вели во все время путешествий. Гавриил Иванович к этому времени успел обработать только записи первого путешествия в Америку.
4 (16) октября 1809 г. Хвостов и Давыдов провели вечер у академика Лангсдорфа вместе с американским моряком Вульфом, с которым они подружились на Аляске. В два часа ночи, Хвостов и Давыдов, будучи пьяны и пытаясь при помощи проходившей барки перебраться по разведённому Исаакиевскому мосту с Васильевского острова на другую сторону Невы, упали в воду и утонули; их трупы не были найдены.
Что осталось
Опубликованные записки Давыдова можно почитать. В них собрано много этнографического и словарного материалов. Даже приведен словарь наречий туземцев Сахалина.
Интересно чрезвычайно:
Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним
В честь Давыдова назван остров в составе Алеутского архипелага.
Вот умиляет "кусочек" о песцах на Аляске:
Песцы похожи на собак, не только видом и лаем, но еще большим против других зверей смыслом. Летом, когда они линяют, бывают очень ручные; но с вырастающею шерстью увеличивается и осторожность их. Поймав молодых, можно приучить их, как собак, что они будут ходить всюду за хозяином.
Песцы живут в норах семьями, очень игривы, и сим свойством разнятся еще от других зверей. Часто звери сии начинают играть с людьми, через что попадаются им в руки и дорого платят за доверенность. если работавший человек оставляет нож, или что иное: то песец старается, подкравшись, унести оную вещь и весьма осторожно зарывает в землю.
Иногда песец подходит сзади к сидят, ему человеку, кусает его за платье, или за сапоги; и как будто находит удовольствие в тревоге людей.
И – рок-опера "Юнона и Авось"
(только деталь: "Авось" тогда туда не плавала. Была только "Юнона").
Всеволод Вознесенский
Вступление:
"Авось" называется наша шхуна.
Луна на волне, как сухой овес.
Трави, Муза, пускай худо,
Но нашу веру зовут "Авось"!
"Авось" разгуляется, "Авось" вывезет,
Гармонизируется Хавос.
На суше - барщина и фонвизины,
А у нас - весенний девиз "Авось"!
Когда бессильна "Аве Мария",
Сквозь нас выдыхивает до звезд
Атеистическая Россия
Сверхъестественное "авось!"
Нас мало, нас адски мало,
И самое страшное, что мы врозь,
Но из всех притонов, из всех кошмаров
Мы возвращаемся на "Авось".
Рапорт:
Мы - Давыдов и Хвостов,
Оба лейтенанты.
Прикажите - в сто стволов
Жахнем латинянам!
"Стоп, Давыдов и Хвостов!" -
"Вы мягки, Резанов".-
"Уезжаю. Дайте штоф..
Вас оставлю в замах".
В бой, Давыдов и Хвостов!
Улетели. Рапорт:
"Пять Восточных островов
Ваши, Император!"
"Я должен отдать справедливость искусству гг. Хвостова и Давыдова, которые весьма поспешно совершили рейсы их..."
Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.