Обложка альбома – это его лицо, первое, на что обращает внимание покупатель в музыкальном магазине. И хотя их главная задача – продать как можно больше экземпляров, иногда они становятся отдельными произведениями искусства, а у их создателей появляются собственные поклонники. Сегодня расскажем, кто стоит за обложками альбомов Pink Floyd, Black Sabbath и не только.
Барни Бабблс
(1942-1983)
Уроженец Лондона Барни Бабблс (настоящее имя – Колин Фалчер) учился в Твикенхэмском художественном колледже, а затем работал в The Cornan Group на позиции старшего графического дизайнера. В 70-е и в начале 80-х он разрабатывал обложки, логотипы и декорации для музыкантов-инноваторов, таких, как Элвис Костелло, Ник Лоу, Иэн Дьюри, The Damned, The Psychedelic Furs и другими. Он также сотрудничал со Stiff Records и еженедельником NME. В своих работах он совмещал сразу несколько художественных стилей и фотографию. Бабблс иногда выступал под разными псевдонимами, так что вполне вероятно мы не знаем о существовании некоторых его шедевров. В возрасте 41 года художник, страдавший биполярным расстройством, покончил с собой в годовщину свадьбы покойных родителей.
Hipgnosis
(1968 – 1983)
Hipgnosis – это не один человек, а творческий тандем из Сторма Торгерсона и Обри Пауэлла, впоследствии к ним присоединился Питер Кристоферсон. Их проект существовал до 1983 года, а после его распада Торгерсон продолжил заниматься созданием обложек самостоятельно и делал это до своей смерти в 2013 году. За годы своего существования Hipgnosis создали около 200 обложек, в том числе к альбомам A Saucerful of Secrets, Ummagumma, Atom Heart Mother, The Dark Side of the Moon и Wish You Were Here группы Pink Floyd, Technical Ecstasy Black Sabbath, A Trick of the Tail Genesis и многие другие. В начале 80-х команда в основном переключилась на рекламу. Интересно, что Hipgnosis никогда не выставляли счет за обложки заказчикам и просили заплатить им столько, сколько захотят сами музыканты и только в том случае, если они останутся довольны результатом.
Сторм Торгерсон
(1944 – 2013)
После распада Hipgnosis Торгерсон основал компанию, которая занималась производством концертных фильмов и клипов. Среди клиентов значились Роберт Плант, Big Country и Kajagoogoo. Бывший выпускник Кембриджского университета также продолжил создавать обложки в 90-х. Торгерсон настаивал на том, чтобы все фотографии для них были сделаны на старое оборудование, и сознательно отрицал новые технологии съемки. Среди его поздних работ – обложки для The Cranberries, Muse, Phish и других музыкантов. Торгерсон скончался 18 апреля 2013 года, и Дэвид Гилмор тогда сказал, что его работы являются неотъемлемой частью творчества Pink Floyd.
Роджер Дин
(родился в 1944)
Художник, дизайнер, архитектор и издатель Роджер Дин создавал обложки для известных прог-рок альбомов 70-х, в частности для группы Yes. Он также разработал логотип для команды, который впервые появился на обложке Close to the Edge. Его работы – необычны и амбициозны. Для обложки Tales From Topographic Oceans (1973) он использовал пейзаж побережья Великобритании из коллекции открыток Домини Гамильтона и совместил его с изображениями культурного центра майя Чичен-Ица (Юкатан) и плато Наска (Перу). В 1973 году он также разработал оригинальный логотип Virgin Records и поместил его на обложку дебютного сольного альбома Стива Хау. Среди других его клиентов – Uriah Heep, Asia, Greenslade, Gentle Giant и другие.
Вон Оливер
(1957 – 2019)
Британский графический дизайнер из Суррея прославился благодаря своей работе со студиями 23 Envelope и v23. Обе студии связывали близкие отношения с лейблом 4AD в период с 1982 по 1998 год. За это время были созданы визуальные работы для Cocteau Twins, The Breeders, Lush, Pixies и других артистов. Оливер также сотрудничал с Дэвидом Силвианом и Bush. Кроме того, он работал с Дэвидом Линчем. Несмотря на успех его обложек, Вон настаивал на том, что не считает себя их дизайнером и художником в целом. Оливер умер 29 декабря 2019 года в возрасте 62 лет.
Питер Сэвилл
(родился в 1955)
Уроженец Манчестера Питер Сэвилл был сооснователем Factory Records и в ходе своей карьеры разработал обложки для нескольких известных групп, в том числе Joy Division и New Order. Наиболее известная его работа – обложка для культового альбома Joy Division 1979 года Unknown Pleasures. Чтобы расширить пространство для творчества, он перетасовывал стороны конверта пластинок. Так, когда вышел альбом Closer Joy Division, покупатели не сразу могли догадаться, что является названием тогда еще не очень известной группы, а что – альбома. Позднее он начал убирать с обложек все названия. Обложка сингла New Order Blue Monday визуально напоминала дискету, сквозь прорези в которой проглядывал винил. Таким образом он хотел подчеркнуть компьютерное звучание песни. Сэвилл считает это своей лучшей работой, несмотря на то что расходы на ее создание были столь велики, что с продажи каждой пластинки фирма несла по пять пенсов убытков. Сэвилл также работал с Питером Гэбриелом, Полом Маккартни, Брайаном Ино, Ultravox, Roxy Music и King Crimson.
Джон Берг
(1932 – 2015)
Родившийся в Бруклине Джон Берг изначально был аниматором, и в 1961 году после его работы с журналом Esquire его нанял лейбл Columbia Records. Берг, который ранее никогда не создавал обложек, за следующую четверть века создал более пяти тысяч работ, в том числе для Боба Дилана, Брюса Спрингстина, Барбары Стрейзанд, Simon and Garfunkel, The Byrds. Как арт-директор он был 26 раз номинирован на Грэмми и получил четыре премии. Его отличала критичность и даже резкость в суждениях. Так, когда он работал над обложкой Born to Run, ему категорически не понравилось фото, выбранное самим Спрингстином, потому что, по его мнению, на снимке музыкант выглядел как «писатель в духе Джона Апдайка». Берг прошелся по своей записной книжке и нашел контакты Эрика Меолы, который ранее сфотографировал Спрингстина смеющимся и опирающимся на плечо Кларенса Клемонса. Его выбор оказался очень удачным: обложка Born To Run и по сей день является одной из самых узнаваемых.
Питер Блейк
(родился в 1932)
Блейк, который является одним из самых известных графических дизайнеров, попал в мир искусства по случайности. Он посещал техническую школу и собирался стать электриком, когда внезапно решил пройти экзамен по рисованию. В результате его приняли в школу искусств в Кенте. Блейка всегда будут помнить по его обложке к легендарному альбому The Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Всего за 200 фунтов он превратил сырой набросок Маккартни в настоящее произведение искусства. Он создал трехмерные декорации с цветочными композициями и статуями в своей студии, куда позднее были помещены сами участники The Beatles и многие другие известные личности. Позднее Блейк также создал обложку для сингла Band Aid Do They Know It’s Christmas?, работал с Oasis, The Who и другими.
Ханс Руди Гигер
(1940 – 2014)
Гигер стоит особняком в ряду дизайнеров обложек, поскольку прославился он не ими. Выпускник архитектурного вуза в Цюрихе работал в киноиндустрии более четырех десятилетий и даже выиграл Оскар за созданный им образ ксеноморфа для фильма Ридли Скотта «Чужой». Он также работал над созданием интерьеров видеоигр. Однако и с музыкой Гигера связывало многое. Так, он разработал дизайн для микрофонной стойки фронтмена Korn Джонатана Дэвиса. Что до обложек, то его главные работы были сделаны для альбомов Дебби Харри (KooKoo), Emerson, Lake & Palmer (Brain Salad Surgery), Carcass (Heartwork), Danzig (Danzig III: How The Gods Kill) и других музыкантов. Гигер скончался 13 мая 2014 года от травм, которые он получил при падении с лестницы.
Автор: Катерина Гафт
Читайте также:
- Pink Floyd, Muse и Black Sabbath: знаменитые обложки от Сторма Торгерсена
Где можно нас найти ещё: ВКонтакте, Facebook, Instagram, Телеграм и сайт