Накануне стало известно, что впервые за последние несколько лет баррель сорта Брент на торгах превысил 75 долларов за бочку. На таких высоких показателях нефть не была почти два года и это на самом деле крайне важный звоночек для всей мировой экономики. Во-первых, нельзя не учитывать тот факт, что рост цен на энергоносители во многом обусловлен продолжающейся неявной тенденцией к девальвации американского доллара. Следует отметить, что гигантские объемы ликвидности, которые вкачиваются правительством США в собственную экономику как посредством стимулирующих пакетов для населения, так и через прямое финансирование собственных корпораций посредством манипуляций с базовой ставкой Федрезерва.
Другим важным аспектом роста цен на энергоносители является вопрос соотношения затрат на энергию в рамках традиционной условно «угольно-нефтяной» экономики и экономики «зеленой», которую сейчас активно пытаются продвигать западные страны, мотивируя ее развитие прежде всего обще-гуманитарными, а также экологическими соображениями. Тем не менее, понятно, что за всеми этими камланиями на «зеленую» энергетику скрывается желание западных стран приступить к переделу глобального рынка энергоносителей, а также радикально снизить свою зависимость от стран-экспортеров. Все это создает в перспективе для России слишком большие риски и высокую долю неопределенности при планировании инвестиционной активности. При текущих планах перевода того же автотранспорта на электричество к рубежу 2030 годов, судьба многих государств-экспортеров углеводородов становится довольно туманной.
Однако практика показывает, что если не произойдет каких-то важнейших прорывов в освоении возобновляемых источников топлива и дарового производства электричества (типа успеха международного проекта управляемого термоядерного синтеза ИТЭР) – то энергобаланс человечества невозможно закрыть только солнечными панелями, ветряками или даже гидроэлектростанциями. Все равно будет необходимо потребление ископаемого топлива, и углеводородного сырья в первую очередь. Еще помнится великий русский химик Менделеев говорил, что топить котельные мазутом – все равно что топить ассигнациями. Нефть и газ являются важнейшими компонентами любого сложного химического производства, причем итоговая стоимость продуктов передела значительно выше первоначальной цены сырого топлива.
В момент высоких цен на энергоносители, России вновь представляется уникальный шанс, когда мы получаем возможность накопить ресурсы, по крупному вложиться в новый технологический стек и застолбить себе достойное место в пост-углеродном будущем планеты. Тем более, что мы и так являемся пионерами и разработчиками целого ряда технологий в области ядерной энергетики, приливных электростанций и использования геотермального потенциала вулканической активности.