Найти тему
Крымский журнал

История подпольной группы работников крымского театра «Сокол»

Оглавление
Здание Крымского государственного театра. Архивное фото
Здание Крымского государственного театра. Архивное фото

Их тела из каменистой крымской земли откапывали немецкие военнопленные. Рядком ложились на апрельскую траву изуродованные, изорванные собаками, сожжённые огнём, избитые, изломанные пытками в гестапо, а затем расстрелянные восемь работников Крымского государственного театра — разных возрастов и должностей, люди разных судеб, слившихся в одно: борьбу с захватчиками Родины. «Крымский журнал» ко Дню памяти и скорби публикует материал об истории группы «Сокол».

НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ

Историки говорят, что этот случай небанален: люди совершенно мирных профессий, без воинского опыта, не просто стали подпольщиками, но и несколько лет собирали ценные раз­ведывательные данные для Советской армии. Актёры Александра Перегонец, Зоя Яковлева, Дмитрий Добросмыслов, машинист сцены Павел Чечёткин, костю­мер Илья Озеров, уборщица Прасковья Ефимова, художник Николай Барышев и его ученик Олег Савватеев — все они были преданы и погибли всего за три дня до освобождения Симферополя. Всего же в подпольную группу, объединённую гордым названием «Сокол», входили чуть более 60 крымчан, среди которых были партизаны, связные, рабочие и творче­ская интеллигенция.

После массированного активного наступления войск вермахта осенью 1941 г. труппа театра, опоздав на эваку­ационный теплоход «Армения», который затем затонул у берегов Ялты, разбомб­лённый фашистами, вынужденно вер­нулась в Симферополь. В театре было холодно и тихо, и надо всем, как теа­тральный занавес, опустилось гнетущее молчание — что будет дальше?

Дмитрий Добромысов
Дмитрий Добромысов

А дальше было страшное. В декабре 1941-го казнили актёра Якова Борисо­вича Смоленского — только за то, что до войны играл роль Ленина, в феврале 1942-го схватили и также расстреляли городскую знаменитость — Анато­лия Ивановича Добкевича, отказавше­гося быть бургомистром города Через два месяца, в апреле 1942-го, немец­кий подкомитет по делам искусств при городской управе издал приказ всем зарегистрироваться и приступить к работе. За отказ — расстрел. Уже в мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием — Симферопольский русский театр драмы и комедии.

ИЗО ВСЕХ СИЛ

Очевидно, тогда же и было при­нято решение — терять, кроме Родины, нечего, надо бороться. Как только театр был открыт, сразу же в нём заработала театральная студия для молодёжи. Убедив фашистов в том, что театру студия необходима для сценических массовок, в неё набирают молодёжь, таким образом спасая полсотни людей от судьбы быть угнанными в Германию. Чуть позже немало этих юношей и девушек присоединится к подполь­щикам. Так, студиец Владлен Батаев и дочь уборщицы Прасковьи Ефимовой Тамара доставали оружие, вещи и про­дукты для партизан, распространяли листовки, переправляли в лес людей из расстрельных списков.

Зоя Яковлева
Зоя Яковлева

Ещё один студиец и ученик худож­ника, 15-летний Олег Савватеев, отли­чался таким отчаянным мужеством, что руководителю группы Николаю Барышеву приходилось неоднократно пресекать его чересчур уж рискован­ные замыслы. Однажды Олег даже проник в дом, где квартировали фаши­сты, и украл документы. В бумагах были ценнейшие сведения о том, какие дома в городе немцы заминировали перед отступлением. Эти сведения Барышев нанёс на большую карту и передал коман­дованию. Данные помогли не только освободить Симферополь, но и сделать это с наименьшими архитектурными потерями — именно поэтому крымская столица не погибла от рук нацистских варваров, зачастую оставлявших за собой пепелище, а сохранила облик, знакомый жителям и гостям города.

Супруги Зоя Яковлева и Дмитрий Добросмыслов стали «счастливыми» соседями немецкого офицера, которого поселили в их квартире. И пока офицер был на службе, они на его приёмнике слушали Совинформбюро. Сводки с фронтов записывали в листовки, а потом расклеивали их по городу. Для конспира­ции использовали не клей (клейстером приклеивали театральные афиши), а… повидлом — его выдавали работающим вместе со скудным продуктовым пайком.

Уборщица Прасковья Ефимова была партизанской связной. Все сведения, собранные театральной группой, она передавала в лес партизанам. Пере­давала и лекарства, которые удавалось собрать, и тёплые вещи. В том числе и из театральной костюмерной в лес «ушли» все тёплые свитеры, валенки, полушубки и ватники, предназначенные для спекта­клей. А обаятельнейший актёр Дмитрий Добросмыслов не отказывался от любой работы, была бы она связана с общением с немецкими офицерами — концерты, вечеринки, фуршеты после спектаклей… Симферопольцы плевали ему в спину, думали, якшается с фашистами, называли прихвостнем… А Дмитрий отлично знал немецкий язык и в светской околокультурной беседе умело выведывал крайне необходимые партизанам и советскому фронту сведения.

Когда уже наши пушки гремели на Эльтигене и Перекопе, когда с той стороны Чонгара разворачивался наступатель­ный плацдарм, машинист сцены Павел Чечёткин в потайной театральной ком­нате замуровал пять тысяч театральных костюмов, многие из которых — музей­ная редкость, ведь они были привезены в Симферополь после революции из Ливадийского императорского дворца. До сих пор эти костюмы в ходу в русском театре, а ведь эту богатейшую коллек­цию фашисты намеревались вывезти в Германию. В целом группа «Сокол» орга­низовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных данных.

Николай Барышев
Николай Барышев

ПРЕДАНЫ. НО НЕ ЗАБЫТЫ

Кто выдал группу — не ясно до сих пор, тайну не раскрывают даже архивы КГБ: фамилии назывались разные, но окон­чательной версии нет. Среди историков бытует и такое мнение, что театральные подпольщики были настолько смелы, что могли скомпрометировать себя сами.

В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 10 марта схватили Владлена Батаева, 13-го — Прасковью Ефимову и Павла Чечёткина. Дмитрия Добросмыслова и Зою Яковлеву — 18 марта, сразу же после спектакля. В тот же день аре­стовали и Александру Перегонец, 19-го — Николая Барышева, Илью Озерова и Олега Савватеева.

10 апреля после пыток и допро­сов в концлагере «Красный», в кото­ром страшной смертью погибли 8 тысяч человек (на этом месте сейчас находится мемориальный комплекс), подполь­щиков повезли на расстрел в деревню Бутки (так до августа 1944-го называ­лось село Дубки). После освобождения Симферополя и эксгумации тел газета «Красный Крым» писала: «Все были рас­стреляны в затылок, только одному Дмитрию Добросмыслову, который, видно, обернулся и крикнул что-то в лицо врагам, пуля вошла спереди и раздро­била челюсть. У Александры Перегонец были обуглены ноги; тело шестнадца­тилетнего Олега Савватеева было изо­драно клыками собак, ладони пробиты гвоздями. Николай Барышев в послед­ний миг смог выдернуть руки из прово­локи и обнял ученика, так они вместе и лежали». От пыток и казни удалось спастись только костюмеру Елизавете Кучеренко и бутафору Андрею Карлову Когда в симферопольском подполье начались провалы, советское командо­вание предложило группе уйти в лес, но «соколята» отказались — и спасли театр. 12 апреля, отступая, фаши­сты подожгли киоск, стоявший рядом с одним из красивейших городских строений. Огонь перекинулся на боль­шое здание, два подпольщика и при­бежавший на помощь рабочий сцены Яков Бугаенко сбили пламя. Театр выстоял. В город, оставленный фаши­стами, входили советские танки.

Их похоронили с подобающими почестями, их именами названы улицы Симферополя, есть спектакль в их честь и художественный фильм, выросший из спектакля. На здании театра — большая мемориальная доска с фамилиями героев. Каждый год в апрельские дни, посвящённые освобождению Симферополя от фашистских захватчиков, поколение за поколением актёров Крымского драматического русского театра на торжественном траурном митинге снова и снова провожают подполь­щиков группы «Сокол» в последний путь, как это принято в театральной среде — аплодисментами в честь их Главной Роли.

Текст: Ольга Леонова