Найти тему
Гипермышление

Проектируем дистанционный урок

Онлайн - наше все! Спасибо летучим мышам и китайцам за то, что мы теперь учимся дистанционно, работаем дистанционно и скоро будем также дистанционно отдыхать! А когда устанем от "дистанционки" то можем легко дистанцироваться от нее просто выключив ноутбук.

В этом выпуске история про создание дистанционного урока. Этакого эталона стиля, который можно тиражировать по форме наполняя разным содержанием: от приготовления борща или жульена, до ремонта доменной печи или замены элементов трубопроводной арматуры. Не важно чему вы хотите научиться и хотите ли (может быть вас к этому принуждает капитал, а точнее его отсутствие). Причин создания урока может быть также много как и содержаний, а потому не буду стараться угодить всем, просто расскажу как мы это делали.

1. начали с матрицы 3х3 (метод Гипермышление)
и в названии описали то, что мы хотим собрать.

Получилось поле с ячейками, куда надо набросать сущности, смыслы, или просто вопросы...

И тут же появился вопрос: С ЧЕГО НАЧАТЬ? Да и поле 3х3 создает слишком много неопределенности относительно того, откуда начинать?! И поскольку у меня нет цели рассказывать о методе "Гипермышление" и как то удивлять, то банально я начну с простого линейного заполнения по строчкам "слева-направо" и "сверху-вниз". Поэтому начнем с верхнего левого фрейма (его еще называют слотом)

Теперь вопрос №1 "С чего начать?"
Может быть с концепции урока, или с компетенций?
Но сейчас нет задачи сделать "идеальное начало", а задача собрать модель "идеального урока". А потому начну с того, что близко и понятно каждому преподавателю, с темы урока. Тема она как объект и предмет исследования, она область познания. Да и название курса в конце концов разбивается на уроки и темы.

-2

Что дальше, какой будет следующий шаг? Если мы знаем о чем будем говорить, что будем исследовать и какой областью знаний будем делиться, то возникает резонный вопрос: как мы это будем делать?

Вопрос КАК? это пока не вопрос педагогических приемов или форм лекция или лабораторная работа, а то, как мы будем дозировать "лекарство", колоть сразу все, или давать по частям, а может быть по требованию, чтобы исключить передозировки или состояния эйфории "я теперь все знаю". И ответом на этот вопрос являются три режима:
а) давать сразу и все, пусть схватывает общую картину;
б) давать по частям, дозированно, чтобы успевали расти нейроны;
в) давать по требованию, что интересно, или на что хватит денег.

-3

... ну и третьим шагом закономерно (возможно для меня) стал вопрос переключения внимания с темы на другую тему. Это как бы вопрос, который часто исключается из педдизайна, а зря. Так как внимание - это главное в процессе обучения и если им не управлять, то как говорил Курпатов, "легче считать ворон, чем смотреть на белую доску".

Как же происходит режим смены тем? Это может быть в режиме скорого поезда, где каждую тему проходим за заданное количество времени, как бы без остановок, нельзя выйти и поковырять асфальт, спросить людей на пироне, или купить мороженное. Есть тема, на нее 10 минут или 30 секунд. И туту, поехали дальше. "Кто не понял, тот москаль."

-4

Чтож, продолжаем разговор!!

В этот самый эталонный урок пора бы добавить содержания, смысла, наполнить как тот самый сосуд! В ход пойдут слова, рисунки, схемы, аудиофайлы, лонгриды, ссылки на первоисточники, видосики, и т.п.

И добавляя это самое содержание важно не увлечься, а руководствоваться принципом достаточной разумности, или здравым смыслом. Если к вам пришли гости, то не обязательно выпроваживать половину из них по той причине, что им не хватило тапочек)) Собственно это я говорю про объем того самого учебного материала для урока. Скажем одного или трех принципов для учебной пары может оказаться недостаточно, а вот 45 или 145 принципов для пятиминутного микроурока - это очень много. Сколько точно вешать в граммах - зависит от размера вашего ЭГО здравого смысла.

Ну и чтобы содержание в правильном объеме возымело какое-то учебное действие необходимо проявить принципиальность и связать урок с тем что человек уже знает, с тем что он хочет узнать, что он прошел и следующей темой. Важно понимать как отразится материал на действиях и решениях, чтобы продумать какую активность предложить для закрепления материала. Наивно было бы думать о появлении за микроурок новых нейронных связей, но можно создать ситуацию для появления опыта, понимания решений и их последствий

Таким образом мы добавили еще три принципа.

-5

...
Завтра наступило, продолжаем!

Просто добиваем оставшиеся свободные слоты наполняя их факторами, фишками или фичами.

Полагаю, что нужно отметить атрибуты урока: автор, дата, первоисточники, сложность, стоимость, трудоемкость и т.д. Без этой этикетки или оборотной стороны медали не будем знать кухню, и в следующий раз не сможем что либо добавить в урок.

Еще полезно знать что-то про ученика. Хорошо когда курс адресован широкой публике, а если это целевая аудитория о которой мы знаем почти все, тогда курс следует кастоменизировать и это не про корпоративные цвета, а больше про кейсы и упражнения из практики ЦА.

Ну и на последок мы ничего не забыли или м.б. что-то упустили? На всякий случай оставим ящичек "прочее" для всего что придет в голову после составления курса, возможно первые ученики скажут что-то интересное, возможно в ходе тестирования мы узнаем неизвестные грани урока или темы.

-6

Вот пожалуй и все грани,
время задавать вопросы и двигаться дальше.

...

Пишите, продолжение следует...

У кого нет вопросов поднимите руку!
У кого нет вопросов поднимите руку!