Широкая публика отчего-то не любит ремейки и задержавшиеся на десятки лет сиквелы – мол, зачем трогать любимых героев, руки прочь от кумиров и не насилуйте мое детство. Ну, не знаю – мне вот, например, нравится, когда старые и любимые в древние времена моей юности истории вдруг получают неожиданное продолжение или обновление. Как минимум, это возможность оценить, насколько изменилось кино за какой-то осязаемый период времени. Поэтому я тепло принял и "Прометея" Ридли Скотта, и третьих "Плохих парней", и новый "Хэллоуин" – пусть будут, мне иногда тоже хочется вернуться в свой 1993-й или даже 1986-й.
Так вот, про Ридли Скотта – недавно наткнулся на очередные новости о возможном продолжении исторического пеплума "Гладиатор", в 2000-м ставшего по-настоящему народным хитом. По-прежнему, ничего конкретного, обсуждаются идеи и перспективы, но, побродив по ссылкам, я нашел несколько свидетельств тому, что режиссер планирует привлечь к работе в новой ленте Рассела Кроу, сыгравшего Максимуса больше 20 лет назад. Ничего против не имею, но, как говорится, есть нюансы. Актер, во-первых, за прошедшее с начала века время раздался вдвое, утратив физическую форму и приобретя взамен форму шара. А во-вторых, его персонаж в оригинальной картине, ну... кагбэ... того-этого... умер. То есть абсолютно. В связи с этим мне захотелось порассуждать, а как вообще Максимуса можно вернуть в новый фильм? И можно ли обойтись без него?
Планы на продолжение строились с того самого времени, как "Гладиатор" триумфально прогулялся по мировому прокату и получил два наиболее важных "Оскара" – в категориях "Лучший фильм" и "Лучший актер". Загвоздка крылась в вышеуказанной тонкости – Максимус в финале погиб и даже успел воссоединиться с ранее умерщвленными Коммодом женой и сыном – после этого незатейливо в лоб оживлять героя было как-то неудобно. В поисках обходных путей были рассмотрены масса вариантов, со своим видением выступил даже небезызвестный Ник Кейв – по его мнению, Максимус должен был переродиться и отправиться в фэнтезийное путешествие по странам и эпохам в поисках вечного умиротворения.
Мне встретилось любопытное интервью самого Рассела Кроу, в котором актер рассказал о том, что на полном серьезе в определенный момент рассматривался вариант с "библейским" решением главной проблемы сиквела. Планировалось, ей-богу, захоронить Максимуса в пещере, чтобы он воскрес через три дня и снова вернулся в мир контактных видов древнеримского спорта. Кроу, видимо, уже читал одну книжку, где была схожая сюжетная арка, поэтому он сразу заметил товарищам, что у них не хватит бюджета, чтобы получить права на адаптацию и экранизацию истории про Голгофу, крест и вознесение.
Один из самых последних слухов гласит, что на съемках четвертого фильма о Торе Рассел Кроу как-то особенно близко сдружился с Крисом Хемсвортом, а подружка последнего даже в шутку назвала их похожими, как отец и сын. Отсюда появились разговоры о том, что в "Гладиаторе 2" речь может вестись не о самом Максимусе (сейчас показывать Кроу в гладиаторских доспехах как-то неприлично), а о его сыне, и сыграет его тот самый Хемсворт, Тор из Асгарда. Вот только сын прославленного полководца в "Гладиаторе" тоже был убит, а отыскивать какого-то незаконнорожденного отпрыска будет как-то совсем по-болливудски. Кажется, и этот вариант не взлетит.
Наиболее вероятным сегодня выглядит путь, озвученный Конни Нильсен, актрисой, сыгравшей в оригинальной ленте Луциллу – она полагает, что второй фильм поставит в центр историю Люция. Спустя 20 лет после событий, показанных в "Гладиаторе" теперь уже этому наследнику престола придется взять в руки оружие и отстаивать свою жизнь, жизни своих близких, а возможно, и будущее Империи. Нужен ли в таком случае сиквелу Максимус? Ну, конечно, нужен – без связи с героем Кроу второй фильм будет выглядеть всего лишь попыткой поэксплуатировать известный "бренд". Но тогда как вернуть к жизни брутального воина древнеримской арены?
Я вижу два основных приемлемых варианта с точки зрения логики фильма и современной физической формы актера. Первое – наиболее простое и очевидное – возвращение в формате духа. Если "Гладиатор 2" сделает главным героя какого-то нового молодого персонажа, то Максимус может вернуться к нему примерно в том виде, в каком Люка Скайуокера посещали после своей смерти Оби-Ван, Йода и отец. Здесь можно использовать и прежние кадры с Кроу из первого фильма, а можно повторить трюк из "Человека из стали", где актер после завязки сюжета появляется исключительно в виде голограммы, общающейся с персонажем Генри Кэвилла. В таком виде Максимус в "Гладиаторе 2" стал бы большой "пасхалкой". "Пасхалищей", способной при определенных обстоятельствах перетянуть одеяло зрительского интереса на себя.
Но возможно, такое явление по касательной не заинтересует Рассела Кроу, а самому Скотту покажется неоправданным. В таком случае "оживить" Максимуса можно с помощью... римской и греческой мифологии. У этих древних народов религия не предусматривала реинкарнации и регулярных воскрешений, но свои лазеечки у них имелись. По мнению древних народов Средиземноморья, подлинно героическая душа имела право после смерти до трех раз возвращаться на землю для продолжения своего доблестного пути. Мне этот способ симпатичен тем, что Кроу можно было бы в таком случае показать не бросающимся в бой без раздумий гладиатором, а умудренным опытом наставником для молодых воинов. Примерно таким, каким был герой Мадса Миккельсена в "Битве титанов". Для такого актер вполне годится – затянуть живот потуже или показывать только крупный план, и пусть руководит сражениями издали.
А может, всё-таки совсем отказаться от Максимуса во второй части и сосредоточиться на самостоятельной истории, которая будет соприкасаться с сюжетом оригинального фильма лишь формально? Да, можно двигаться и в этом направлении, но вряд ли такой фокус понравится зрителям. Ридли Скотт лучше всех знает, что малейшее сопоставление его нового фильма с его же классической картиной моментально возбуждает зрительский интерес, но и выдвигает кратно большие требования. "Прометей" вполне мог быть самостоятельным фантастическим фильмом и наверняка получил бы признание любителей жанра, но его намеренно втиснули во вселенную "Чужого", и вот фанаты уже называют его худшей из картин франшизы.
"Гладиатор 2" без Максимуса должен максимально отстраниться от предшественников, и тогда у ленты появится шанс быть принятой хотя бы нейтрально. Иное повлечет сперва гнев, а затем и забвение, как были похоронены когда-то "Американский психопат 2", "Ведьма из Блэр 2" или, простихосподи, "Муха 2". Нет уж, решиться нужно на берегу – если Кроу участвует, у него должна быть полноценная роль, без Рассела лучше в эту воду второй раз не входить.
Вообще, внутренний голос во мне скептически бурчит, что никакого "Гладиатора 2" не будет – ну, не время сейчас затевать рискованные дорогостоящие картины (а любой исторический проект обречен сосать деньги студии в неимоверных количествах), когда "отбить" их в кинотеатре невозможно. Я внутренним позывам привык верить, поэтому думаю, ближайшие лет пять колесница с места не сдвинется, а там, простите, либо осел, либо падишах... Было бы, правда, интересно взглянуть на постаревшего Максимуса, но решатся ли на это авторы?
Поживем – увидим. Скорых новостей здесь ждать не приходится, фильм вряд ли запланируют снимать раньше, чем в 2022-2023 годах. Поэтому пока можно отложить мысли об оживлении Максимуса на дальнюю полочку, а самим обсудить что-то новое и актуальное. Заходите за этим на канал Киноведа в штатском – я люблю не только антиквариат, но и новые блестящие безделушки. Читайте, смотрите, берегите близких, не болейте, чаще гуляйте по пшеничным полям, и...
Увидимся в кино!