Фрески с церкви в Асисии часто принимают за работу Джотто. Вопрос чей кисти фрески вызывает множество споров. Многие работы относят к кисти неизвестно автора - Мастер Исаак. Джотто был францисканцем, хотя сам об этом не распространялся, но по его работам все и так ясно. Фрески в часовни выполнены в весьма разнообразной манере. Одни написаны в Византийской стилистике, другие решены более реалистично. Фрески во многом объединяет стремление расширить пространство. Рассматривая работы Джотто в глаза бросается разительная разница с средневековыми изображениями: его фигуры уверено стоят на ногах, они реалистичны, есть лепка объема, присутствует выражение эмоций. Посмотрите на “Бегство в Египет” там даже ослик улыбается.
Эмоции характерны для композиций Джотто. Пользуясь различными композиционными приемами, он фокусирует внимание зрителя на них. Пример: в фреске “Оплакивание” взгляд зрителя скользит по диагонали утеса пока не встречается с лежащей в левом нижнем углу фигурой Христа. Кроме взгляда зрителя внутри композиции присутствуют и другие наблюдатели, и все их внимание приковано к одной лишь фигуре.
Можно сказать, что Джотто положил традицию театральной композиции, которая просуществует сотни лет до прихода авангардистов? Именно с его фигуры начинается треченто или проторенессанс – то, что предшествовало Возрождению, заложило основу его филасофии.
У Чимабуэ (учитель Джотто) на работах вместо лиц лики, нет личности, его ученик хоть и оставляет внешнею связь с традицией сам давно выходит за ее границы и в его произведениях герои приобретают личность и характер. Глядя на Джотто и его современников (Чимабуэ, Дуччо) сложно поверить, что они жили в одно время.
Возвращаясь к фреске “Поцелуй Иуды”. Ее Джотто писал сам, у него была своя компания, с которой он выполнял заказы. На роспись стены в падуанскую церковь он приехал один. Он расставляет массовку, главных актеров, вставляет свет и как бы говорит: “Так все и было. Отвечаю!”. Для зрителя главное поверить в происходящее.
Вспомните детство, когда, разглядывая картинки, вы представляли себя внутри. Сложно такое проделать с иконой. Поэтому с Джотто начинается светское искусство.
В центре композиции происходит главное драматическое событие, здесь эпицентр всех эмоций. Посмотрите на лица Христа и Иуды, какие они разные и как в них читается характер. Невольно вспоминаешь картинки по физиогномике Шарля Лебрена.
С этой фрески начинается канон изображения этих двух персонажей именно так. Христа – как красивого человека полного сил. И Иуда похожий на поросёнка или неандертальца. Вся драма разыгрывается в глазах, фреска изображает паузу, паузу перед поцелуем, когда эскалация эмоций достигает пика. Иуда ищет что-то в глазах Иисуса, но там нет ответа. Справа изображен первосвященник Иерусалимского храма он указывает пальцем на Иисуса. Слева с хлебным ножом изображен апостол Петр, он отрезает ухо Малху (рабу этого самого первосвященника). Интересно что, линяя пальца и линяя ножа создают диагональ, которая проходит прямо возле голов главных героев, тем самым еще больше притягивая к ним взгляд. Толпа вокруг это фарисеи, стражники с копьями. Почти каждый участник в толпе проработан. Интересны два персонажа между Иудой и первосвященником. Римский воин вытянул шею и открыл рот он так увлечен всем происходящим, что железным сапогом наступил на ногу босому юноше, который даже ничего не замечает. Это очень тонкая деталь позволяет глубже прочувствовать всю сцену. Подобных нюансов до Джотто в средневековом искусстве не встретить.
Все происходящие выворачивает смысл поцелуя на изнанку. Он уже не символ любви, заботы или просто приветствия, теперь это символ предательства и смерти, как поцелуй у мафии.