А-Шла а-кадош (рав Йешаяу а-леви Оровиц, автор книги «Шней Лухот а-Брит») уделяет особое внимание вопросам воспитания вообще и воспитания правдивости в частности. Эти слова адресованы родителям, но мы, учителя, – их доверенные лица; у нас две обязанности – преподавать и воспитывать, и потому слова его обращены также и к нам. Вот что он говорит: (в разделе «Шаарей отиёт», гл. «Дерех эрец»): «…Известно, что “диким осленком рождается человек” (Иов, 11:12) и что “побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его” (Берешит, 8:21), и потому нужно приучать и воспитывать ребенка, взращивая в нем хорошие качества и прямоту, как только он начинает говорить… исходя из двух следующих основ.
1) Сказали наши мудрецы (Шабат, 152а): «Ребенок подобен бутону розы», – все, что он приобретает в детстве, становится частью естества его на всю жизнь. Об этом пишет царь Шломо: «Воспитывай юношу сообразно пути его» (Мишлей, 22:6), – с самого раннего возраста нужно вырабатывать в нем хорошие качества, и тогда «даже в старости он не свернет с него» (там, далее) – эти качества сохранятся в нем (т.е. воспитание начинается уже в самом раннем возрасте).
2) Начиная наставлять сына на путь в строгости и страхе, отец должен быть с ним внешне суровым, а любовь свою скрывать внутри; тогда ребенок на всю жизнь усвоит трепет перед отцом и до глубокой старости будет с почтением исполнять его наставления. Но если с детства отец будет излишне проявлять к нему любовь и бояться огорчить его, то сын, подрастая, перестанет, не дай Б-г, слушаться отца и мать. Это подобно саженцу: пока он еще молодой, человек может гнуть и выпрямлять его по своему желанию, но если дерево уже выросло кривым, – его не выпрямить. Так же и с ребенком».
А-Шла а-кадош учит нас, что дети должны расти, признавая над собой власть родителей, воспитывающих их; это принцип воспитания на все времена. Приученный слушаться родителей, ребенок научится слушаться своего учителя и Самого Всевышнего. Современные «психологи» провозглашают равноправие ребенка и его воспитателей, и это противоречит Торе.
А-Шла а-кадош приводит следующую цитату из книги «Решит Хохма»: «Человек должен больше всего быть осторожным и следить за своим языком, чтобы не сказать в присутствии своего сына что-то предосудительное, и тем более не совершить этого… и если отец услышит, что кто-то сделал нечто нехорошее, он должен проявить свое негодование и как можно строже осудить дурной поступок в присутствии сына… А когда отец должен исполнить какую-то заповедь, например, связать лулав и т.п., пусть он делает это в присутствии сына и научит его получать от заповедей удовольствие…»
Приучение к Правдивости
«Великое правило да будет у отца, наставляющего сына, чтобы он мог быть уверен, что тот идет прямым и честным путем также и тогда, когда отец его не видит: надо изо всех сил стремиться воспитать в ребенке качество правдивости, как говорили: “учите уста их говорить истину”. И для этого пусть откроет он сыну, сколь серьезно наказание за ложь, даже в пустячном разговоре (запрещена не только ложь, приносящая запретную выгоду лгущему, но и просто ложь – без надобности), и опишет в ярких красках великую награду за правдивость. Ребенок должен видеть всю строгость реакции родителей даже на мелкую ложь. (Пусть отец привьет ребенку большой страх даже перед единым словом лжи, которое может выйти из его уст, и предостережет его как можно строже.) И когда это качество – правдивость – укоренится в сердце сына, он приучится слушаться отца, так как будет бояться, что отец станет расспрашивать его о его делах и ему придется, из страха солгать, рассказать всю правду, – ведь если отец поймает его на лжи, наказание будет намного страшнее. И, вынужденный говорить правду, он неизбежно усвоит правило: «Отдаляйся от зла и твори добро»».
А-Шла а-кадош рассказывает, что был знаком в Иерусалиме с одним великим праведником, который ни за какие сокровища мира не произносил, не дай Б-г, ни одного слова, которое не было бы чистой правдой. В детстве, если он делал что-то нехорошее, отец предупреждал его, что если признается, будет прощен, при условии, что пообещает больше так не делать, но если соврет, наказание будет самым строгим. При этом тот, кто признавался, получал еще и подарок. Так с самого детства в нем была воспитана привычка к правдивости.
Помимо важности ее самой по себе (как сказали наши мудрецы: «Печать Всевышнего – истина», Шабат, 55а), правдивость является оградой от греха, ведь если ребенок правдив, он не захочет грешить, поскольку потом придется рассказать обо всем отцу. И правдивость именно потому превосходит по важности своей другие хорошие качества, что она – не просто одно из них, а фундаментальная основа сущности человека. Когда мы воспитываем маленьких детей быть правдивыми, мы формируем прочную основу их личности.
Привычка – основа воспитания
Воспитание с раннего возраста имеет особую важность, как сказал Виленский Гаон: «Главное в воспитании – это работа над привычками, речью и качествами. Необходимо выработать прочные привычки, ведь “привычка властвует над всем”». Благодаря приучению с раннего возраста к хорошему поведению оно становится для человека второй натурой. «Причина того, что в этом мире многие не ограждают себя от пустых клятв, лжи, лукавых и насмешливых речей, проклятий и злословия, – именно в том, что привыкли к этому с детства. А люди, привыкшие с детства воздерживаться от клятв и проклятий, даже чувствуя острую потребность в этом, не оступятся в подобном» – благодаря великой силе привычки («Эвен Шлема», гл.6, п. 5).
При воспитании правдивости очень важен собственный пример воспитателя. Наши мудрецы обращали на это особое внимание...