Многие мужчины знают, как устроены автомобили. Знают, что обозначают кнопочки и сокращения. Как работают тормоза и что такое двигатель. Но знает ли кто-то о том, кто все это придумал? Кого нужно благодарить за то, что автомобиль превратился из воловьей повозки в то, на чем мы ездим сегодня? Кое-что мы расскажем в этой статье, чтобы вы знали, кому должны быть обязаны за то, что имеете.
Бензиновый двигатель
Почти всем в этом вопросе мы обязаны немцам. Сначала Август Отто создал какой-никакой, но двигатель внутреннего сгорания, потом усовершенствовал его и в результате получил четырехтактный двигатель, которым мы пользуемся по сей день. Однако то обстоятельство, что двигатели Отто работали на светильном газе, не дают нам право назвать его отцом современного ДВС (только крестным папой, если уж на то пошло). Настоящими папами бензинового двигателя стали два других немца – Карл Бенц и Готлиб Даймлер. Оба они работали независимо друг от друга и подали свои заявки в разные патентные бюро практически одновременно в 1886 году. Даймлер первым запустил в производство двигатели, а Бенц первым создал прототип современного автомобиля с бензиновым двигателем.
Так или иначе, в этом году у нас есть отличный повод для того, чтобы заливать в бак только отличное топливо – 130 лет бензиновому двигателю внутреннего сгорания.
Дизельный двигатель
Что касается дизеля, то его – и это понятно – изобрел Рудольф Дизель, тоже, кстати, немец. Теоретически это самый эффективный двигатель внутреннего сгорания, потому как он работает по циклу Карно, и даже на заре производства его коэффициент полезного действия достигал 27% в то время как КПД паровых двигателей редко доходили до 5%, а бензиновые двигатели Бенца и Даймлера могли похвастать только КПД в 15%.
Но Дизель не сразу создал свой мотор таким, каким мы его знаем. Сначала он даже в качестве топлива использовал угольную пыль. И уж точно современные дизели не были бы такими классными без изобретения еще одного немца, Роберта Боша, который впервые применил топливный насос. Кстати говоря, днем рождения дизельного двигателя можно считать 23 февраля 1892 года. Однако на машины дизели стали ставить намного позже – только в 1924 году.
Тормоза
Тормоза придумали не трусы. А кто именно? Если говорить о самых первых тормозах, то они были не особо эффективны и применялись в основном на каретах и телегах – на гужевом транспорте, короче говоря. Это была деревянная колодка, которая прижималась извозчиком прямо к ободу колеса. Когда колеса были деревянными, это еще как-то спасало, но когда появились шины, они стали бесполезны, так как покрышки быстро приходили в негодность. К тому же в дождь тормозить приходилось очень-очень-очень долго.
Следующий вид тормозов используется до сих пор… на самых простых велосипедах с ручным тормозом. Это дугообразные металлические колодки со сменными фрикционными накладками, которые прижимаются уже не к покрышке, а к ободу диска. Раньше такая же система была на автомобилях.
В начале 20 века, когда автомобили смогли разгоняться до 100 км/ч, такие тормоза уже не справлялись и появились дисковые механизмы. Да-да, одними из первых были запатентованы именно дисковые тормоза. Произошло это в 1902 году. А спасибо мы должны сказать англичанину Уильяму Ланчестеру. Впрочем, в этом же году Луи Рено запатентовал и барабанные тормоза, которые и использовались долгое время потому, что дисковые безумно пищали, скрипели и вопили при срабатывании.
Сегодня нам очевидно, что эффективнее всего тормозить передними колесами, но на заре автомобилестроения тормоза были только у задних, потому как считалось, что с тормозами спереди машина может легко перевернуться. Кстати, первым автомобилем с тормозами на всех колесах стал Chrysler 70 1924 года, первым автомобилем с дисковыми тормозами стал в 1953 году Jaguar C-Type, а Porsche 1962 года запомнился тем, что стал первым автомобилем с дисковыми тормозами на всех четырех колесах.
Руль
Сегодня мы воспринимаем руль в машине как нечто без чего автомобиль существовать не может. А первые машины (или лучше сказать самодвижущиеся повозки и экипажи) прекрасно обходились без него. Хотя нет, «прекрасно» тут лишнее – просто обходились. Вместо рулевого колеса был рычаг или, как его еще называли, румпель. Точь-в-точь такое же устройство сегодня можно встретить на моторных лодках.
Однако в гонках румпели были крайне не удобны и в 1984 году Альфред Вашерон (речь сейчас не о часах) установил на Panhard 4hp круглый руль. Остальные производители быстренько уловили суть, нашли много преимуществ и быстренько стали устанавливать его на свои модели. Потом рули начали ставить под наклоном, делать их регулируемыми, энергопоглащающими, затем в ход пошли усилители. Но мы-то знаем, кого стоит благодарить за то, что сегодня мы обходимся без рычагов.
Коробка передач
За коробку передач спасибо следует сказать все тому же Карлу Бенцу, о котором мы говорили в начале. Хотя, если быть точным, надоумила его на это изобретение его супруга – Берта Бенц. Однажды она тайком от мужа поехала в гости к маме на собранной мужем повозке. Ехать, кстати, по тем временам было прилично – 80 км. И по приезду обрушилась на мужа с критикой, мол, машина никак не хотела ехать в гору даже с небольшим уклоном, и ее приходилось толкать.
После этого Карл Бенц, по сути, создал двухступенчатого прародителя современной механической коробки передач. На дворе стоял 1886 год. Правда, его примитивное детище требовало доработок. Чем собственно и занялся еще один немецкий ум – Вильгельм Майбах. Он заменил диски на зубчатые колеса, а недолговечный кожаный ремень на надежную цепь. Собственно, если хотите понять, как примерно в те времена выглядела коробка передач, посмотрите на велосипед. Правда, в велике скоростей больше.
«Автомат»
Если до «ручки» нас довела супруга Бенца еще 130 лет назад, то автоматические коробки передач появились намного позже. Впервые их начали устанавливать на Oldsmobile Custom 8 Cruiser в 1940 году. И вообще-то патент на «автомат» принадлежит General Motors. Но кто же стоит в частности за такой незаменимой сегодня вещью как автоматическая трансмиссия? Говорят, что первый «автомат» изобрел румынский ученый и изобретатель Джордж Константинеску (еще в 20-х годах ХХ века). Однако его наработки не были использованы в автомобильной промышленности, так что настоящее спасибо стоит сказать американскому изобретателю армянского происхождения Оскару Бэнкеру (настоящее имя: Асатур Сарафян). Именно он предложил GM свой «автомат» вместо полуавтоматических коробок, которые ставились на машины до этого.
Дифференциал
Мы тут говорим о двигателях и коробках передач, а ведь все это было бы просто не нужно не будь у нас изобретения под названием дифференциал. Для чего он нужен, мы уже говорили. Суть в том, что в поворотах все четыре колеса проходят по разным дугам окружностей и делают разное число оборотов, иначе говоря, вращаются все колеса с разной скоростью. До тех пор, пока дифференциала не было, колеса были намертво закреплены на концах оси, и одно из них (внутреннее) в повороте вынуждено было проскальзывать. Из-за этого повозки, кареты, телеги и все, что имело по несколько колес на оси, поворачивали очень неохотно, а на большой скорости переворачивались на раз-два.
Избавиться от такой неповоротливости машинам (еще в эпоху паровых двигателей) помог француз Онесифор Пеккер, который изобрел дифференциал в 1825 году, работая над действующей моделью самоходной паровой телеги Николя Кюньо.
Помимо перечисленных людей, заслуживают нашего спасибо еще множество людей, среди которых, например, женщина Мэри Андерсон, которая изобрела и запатентовала автомобильные дворники. До нее, разумеется, были попытки создать устройство, помогающее очищать стекло от дождя и снега, но все они были малопригодны для реальных машин. Тем не менее, несмотря на то, что госпожа Андерсон придумала механические дворники еще в 1903 году, никто из автопроизводителей не оценил их по достоинству, и до 1920-х годов водителям приходилось либо останавливаться и протирать стекло, либо высовываться из окна.
Еще одно спасибо нужно сказать Арману Пежо, который в 1904 году догадался использовать в автомобилях амортизаторы вместо привычных каретных рессор. За трехточечные ремни безопасности отдельное спасибо Нильсу Болину, за независимую подвеску – Амадею Болле, за пневматические шины – Роберту Томпсону, за несущий кузов – Винченцу Лянче, за печку в машине – Маргарет Уилкокс, за гибридный полный привод – Фердинанду Порше, за стартер – Чарльзу Каттеренгу, за круиз-контроль – Ральфону Титору. А ведь еще многих мы не назвали.