Некоторые недоумевают по поводу сказанного ранее: как же Господь не вмешивается в нашу жизнь, как же не понуждает нас, как же не ведёт к спасению насильно! Ведь подчас Он применяет к нам такие жесткие меры!
Чего только стоит этот столь известный и столь трогательный образ - Спаситель с той самой заблудшей овечкой на раменах.
Ведь, говорят, что был такой обычай, такой педагогический приём у пастухов - когда овца постоянно отбивалась от стада, постоянно терялась, подвергаясь риску упасть в пропасть, быть съеденной волками, ей в конце концов... ломали ноги. И после этого пастух носил её на плечах - пока перелом не заживал. И потом она уже никуда от него не отходила.
Но на самом деле с нами не так. Все горькое, скорбное, страшное - могущее нас как бы и поневоле заставить остановиться на путях своих и обратиться к Богу - происходит не оттого, что Господь нас так карает или так насильно влечет к Себе. Это просто становится неким естественным следствием наших ошибок, заблуждений, грехов, нашей удалённости от единственного Источника жизни, её Подателя - Господа.
А Он... Он и этому всему даёт послужить нам на пользу. И ждет - не образумимся ли сами, не придем ли наконец к Нему. И да, вмешивается, да, помогает нам в этом, да, даже подталкивает - тогда, когда видит или предвидит свободное наше произволение, с тем согласное.
От него, от произволения нашего, все и зависит.