Это очень длинная статья, так как именно этот возрастной этап вызывает больше всего вопросов🤷♂️.
⠀
Отечественные психологи выделяли этот период как кризисный. И назвали: «Кризис трёх лет». Любые кризисные этапы приводят к формированию важных новообразований. В данном случае этим новообразованием является ощущение ребёнком своей самостоятельности. Ребёнок начинает ощущать себя отдельной личностью - такой же, как эти большие взрослые вокруг. И он начинает активно проверять: где заканчиваются границы его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И это не расстройство предыдущего этапа, связанное с невозможностью реализовать импульс. Это злость на то, что всё идёт не так, как он хотел.😒
Основными проявлениями этого этапа являются:
⠀
🔹Формирование волевых качеств. Умение добиваться своего, настаивать на своем решении. Проявление своей силы в эмоциях, в действиях. Умение делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
⠀
🔹 Исследование своей силы и возможностей в противостоянии со взрослыми. Понимание «Что такое хорошо и что такое плохо».
🔹 Исследование «границ», то есть когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.
⠀
🔹Отдельная тема: Злость и её адекватное выражение.
⠀
В реальной жизни всё это происходит примерно так: дети, которые ещё вчера послушно и даже радостно одевались, подражая родителям, кушали практически всё, что дают, спокойно засыпали после всех обычных ритуалов, начинают спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати – только в вашей!» И никакие доводы разума на них не действуют. А если взрослые настаивают на своём развитии событий, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае просто орать и реветь, а в худшем – драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку. И надо сказать, что часто таким образом действительно добивается своего. Алгоритм такой:
⠀
🌺Подождать когда ребёнок успокоится. Бесполезно, что-либо говорить, пока ребёнок охвачен эмоцией. Он вас не слышит.
⠀
🌺После того, как он успокоился, назвать то чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (злишься, расстроился)».
⠀
🌺Провести причинно-следственную связь: «Когда мама не даёт что хочется – это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился от того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него, часто всё выглядит так, как будто какая-то сила его охватила и он стал плохим. Особенно если мы вместо объяснения причины его злости, говорим что-то типа: «Фу, какой плохой ребёнок».
⠀
🌺Предложить, как можно в следующий раз выразить злость приемлемо. «Давай, ты в следующий раз не будешь кидать в маму ложкой, а скажешь: «Я злюсь на тебя!». Можешь так же стукнуть кулаком по столу. Давай порепетируем». Репетировать обязательно! Слова в этом возрасте не так значимы, как действия!
Дети от 2.5-4 лет, особенности поведения и что делать родителям.
22 июня 202122 июн 2021
4
2 мин